среда, 2 октября 2019 г.

Социалистические учения: идеологи и руководители

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 9 классе.

С
Ц: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения; развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;
Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания
План урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какие основные направления появились в искусстве?
- Как изменился романтизм?
- Какие проблемы поднимало искусство?
3. Мотивационно-целевой этап
- Философов и мыслителей XIX века волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее – реформа или революция? Куда движется история? Они искали ответы на проблемы, связанные с развитием индустриального общества. Учения просветителей прошлых веков не помогли разрешить проблемы индустриального общества. До конца XIX государства не вели борьбу с бедностью. В XIX веке в Европе оформилось три основных социальных учения: либерализм, консерватизм, социализм
4. Изложение нового материала
4.1 Почему появились социалистические учения
- Наряду с либерализмом и консерватизмом в Европе распространяются социалистические учения. Возникают учения Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна. Эти люди были обеспокоены судьбой разорившихся ремесленников.
4.2 «Золотой век человечества не позади нас, а впереди»
- В юности Сен-Симон познакомился с трудами Руссо. Молодой граф участвовал в борьбе американских колонистов за независимость. Сен-Симон предлагал создание общества индустриалов, в котором интересы работников и предпринимателей совпадут. Общество состоит из трудящихся-индустриалов и праздных собственников. Главное в мире промышленность. Необходимо установить контроль над частной собственностью со стороны общества.
4.3 Превратить мир в «дворец благоденствия»
- Мечтал о переустройстве общества и Шарль Фурье (1772-1837). Он предлагал преобразовать общество с помощью фаланг. Все доходы будут распределяться в соотвествии с величиной вложенного труда. Бедняки вкладывают свой труд, капиталисты – средства производства, ученые – свой талант. Люди должны переходить от одной работы к другой. Каждому гарантируется прожиточный минимум.
4.4 Создатель «Новой гармонии»
- Роберт Оуэн (1771-1848) предлагал отменить деньги и заменить частную собственность общественной. На своей фабрике Оуэн создал рабочим хорошие условия труда: ограничил рабочий день, открыл при фабрике школу, детский сад, построил образцовую деревню. В США Оуэн построил коммуну «Новая гармония», но его предприятие не выдержало конкуренции. Оуэн потерял состояние и уехал в Англию, стал создавать профсоюзы.
4.5 Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразования общества
- Дальнейшее развитие учение о создании нового общества получило в трудах Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Они создали новое учение о развитии общества – марксизм. Теория социалистической революции заключается в следующем: с течением времени обнищание народных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведет к обострению классовой борьбы, руководство которой должны взять на себя социал-демократические партии; в высокоразвитых странах победить социалистическая революция, в результате которой установится диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет подавлено.
Далее учащимся предлагается прочитать отрывок из манифеста компартии и ответить на вопросы после отрывка.
4.6 Анархизм
- Разновидностью социализм стал анархизм. Анархизм был представлен самыми разными течениями. Основные положения анархизма: вера в хорошие стороны человеческой природы; убеждение в необходимости уничтожения государственной власти, осуществляющей насилие над личностью. Самые крупные теоретики анархизма: П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Прудон подвергал критике крупную собственность ростовщиков. В мелкой собственности он видел источник прогресса и развития личности. Для счастья людей следует уничтожить деньги.
5. Рефлексия
Учащимся предлагается выполнить задание (Слайд 10)

Комментариев нет:

Отправить комментарий