пятница, 13 сентября 2019 г.

Германия: на пути к объединению

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 10 классе.
Цели:
· охарактеризовать процесс объединения Германии;
· показать разницу путей объединения Германии «снизу» и «сверху»;
· рассмотреть особенности политики Бисмарка;
· продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания;
· воспитывать интерес у учащихся к истории других стран и народов.
Основные понятия и термины: канцлер, Северогерманский союз, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу».
Тип урока: комбинированный.
План урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель приветствует учащихся
2. Проверка домашнего задания
- Как изменилась структура общества?
- Кто входил в средний класс?
- Кого называли новой буржуазией?
- Из каких категорий состоял рабочий класс?
- Как менялось место женщин в обществе?
3. Мотивационно-целевой этап
- Менялось общество. Государства не могли оставаться в стороне. В XIX веке происходит централизация и объединение стран, упразднение монархий и сословных привилегий.
4. Изложение нового материала
4.1 Германский союз
По решению Венского конгресса 1815 года вместо Священной Римской империи был создан Германский союз, состоящий из 35 суверенных монархий и 4 вольных городов.
- Решения представительного органа Союза -бундестага - не являлись обязательным для всех. Союз был создан для сохранения старых порядков.
4.2 Экономическое развитие Германии и проблема объединения страны.
- В первой половине XIX века Германия оставалась аграрной страной.
Учащимся предлагаетя ознакомиться извлечением из работы Фридриха Листа на стр. 147
1834 г. – Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.
- Самыми развитыми районами была Рейнско-Вестфальская провинция Пруссии, богатая железом и каменным углем. Здесь применялись машины. Берлин был самым крупным городом. Юнкерские хозяйства в Пруссии становились капиталистическими, строились железные дороги. Становление капитализма приводило к социальным противоречиям. В образованных слоях не было единства о путях объединения Германии. Либеральная буржуазия требовала общегерманского сословного представительства, отмены феодальных привилегий. Германские государи отрицательно относились этой идее. Неурожаи 1845-1847 гг. привели к народным волнениям.
4.2 Берлин, март 1848 г.
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
- Что ускорило восстание в Берлине?
- Чем закончилось восстание горожан?
4.3 Франкфурский парламент. 18 мая 1848 г.
18 мая 1848 г. – первое заседание общегерманского парламента – Франкфурского национального собрания.
1849 – первая германская Конституция. Впервые в германской истории были провозглашены гражданские права и свободы.
- Законодательная власть принадлежала парламенту. Король возглавлял исполнительную власть. Фридрих Вильгельм IV отверг конституцию, как и правители других германских государств. Национальное собрание было разогнано. Боязнь дальнейших революций, император даровал конституцию, закрепив сословный строй, право veto короля, избирательное право с высоким имущественным цензом. Революция в Германии потерпела поражение, но необходимость реформ не исчезла.
4.4 «Кто хочет править Германией, тот должен себе ее завоевать»
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
- Какой вопрос во внутренней политики Германии был главным?
- Кто соперничал за лидерство?
- Кто одержал победу?
- Кто сменил на престоле Фридриха Вильгельма IV?
- Кем стал Отто фон Бисмарк?
4.5 «Сильный всегда прав» Первые шаги «железного канцлера».
- Бисмарк считал, что границы Пруссии препятствуют экономическому развитию.
1864 г. – война союза Пруссии и Австрии с Данией. Дания потерпела поражение.
- Пруссия стремилась ослабить Австрию.
1866 г. – война между Пруссией и Австрией. Австрия потерпела поражение и вышла из состава Германского союза.
- После этого Бисмарк захватил Нассау, Гессен, Франкфурт, правителям выделил денежные компенсации.
4.6 Образование Северогерманского союза
1866 г. – образование Северогерманского союза.
- Члены союза сохраняли свои монархические порядки. Во главе стоял президент, на должность которого назначался прусский король. Союз имел свою конституцию, свой парламент и союзный Совет, состоящий из представителей всех государств. Успех Бисмарка обеспечил ему поддержку и либералов, и консерваторов. Так, закончилась история Пруссии и началась история новой Германии. В центре Европы появилось военно-бюрократическое государство.
5. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Оправдан ли был курс «железного канцлера»?

Комментариев нет:

Отправить комментарий