четверг, 26 сентября 2019 г.

Общество как сложная система

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по обществознанию в 10 классе.
Цель: продолжить формировать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
Знать понятия и термины "общество", "общество как система", "сферы жизни общества", "общественные отношения".
Развивающие:
уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
уметь:сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;
Воспитательные:
формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.
Основные понятия:
Общество - Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект
Социальный институт — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.
Литература: Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. — 351с.
План урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изложение нового материала.
4. Рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель приветствует учащихся
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Что такое общество? Что является его основой?
- Как общество взаимодействует с природой?
- Какую роль в обществе играет культура?
- Какие существуют науки об обществе?
3. Изложение нового материала
3.1 Особенности социальной системы
1. Общество имеет сложный характер и включает множество систем и подсистем. Общество – это суперсистема.
- Из каких макроструктур состоит общество?
2. Наличие разнокачественных элементов (материальных и идеальных.
3. Основным элементом общества является человек с его деятельностью, что обеспечивает динамизм системы.
Человек – универсальный элемент всех социальных систем.
- В архаические времена моральные нормы определялись природными условиями. Позже правовые нормы были связаны с социально-экономическим положением в иерархии. Общество – самодостаточная и самоуправляемая подсистема. Среда социальной системы – природа и мировой сообщество.
3.2 Социальные институты
Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Далее учащимся предлагается проанализировать таблицу на стр. 20 учебника.
- Социальные институты закрепили конкретные виды деятельности. Институт закреплен системой социальных норм. Институты снабжены учреждениями и материальными средствами. Социальные институты регулирует и стабилизируют поведение всех членов общества. Общество заинтересовано в институционализации. В результате реформ конца XX века в России появилось предпринимательство, потребовавшее институционализации. В политической жизни страны появились институт гражданского общества.
Вопрос классу:
- Подумайте, как Семейный кодекс регулирует отношениями между членами семьи?
4. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Возможно ли существование сложноорганизованного общества без социальных институтов? Почему?

Комментариев нет:

Отправить комментарий