Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока в 10 классе.Цель: формирование понимания учащихся о многовариантности общественного развития, об общественном прогрессе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник 10 класс, базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.
План урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник 10 класс, базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.
План урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия.
1. Оргмомент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Чем общественные системы отличаются от природы?
- Как общество взаимодействует с природной средой?
- Что такое социальный институт?
- Каковы основные черты социального института?
3. Мотивационно-целевой этап
- Вы уже знаете из истории о том, что общество динамично. В каком же направлении происходит развитие общества? Из курса истории вы знаете о таких формах перемен в обществе, как эволюция, реформа, социальная революция.
4. Изложение нового материала
4.1 Многовариантность общественного развития
- В своем развитии страны прошли схожие этапы развития (от традиционного общества к индустриальному, от феодализма к капитализму, произошли буржуазные революции). При подготовке крестьянской реформы 1861 года разные общественные движения предлагали разные реформы. В 1917-1918 гг. перед встал выбор между Учредительным собранием и Республикой Советов. В каждом случае выбор был сделан. Этот выбор определили элиты, соотношение сил общественных групп. Многовариантность путей и форм общественного развития не безгранична. Исторический процесс создает возможность выбора.
4.2 Целостность и противоречивость современного мира.
- Человечество развивается, укрепляя взаимосвязи и взаимоотношения. В современном мире усиливаются процессы глобализации.
Глобализация – это повышение взаимосвязи между государствами, компаниями.
- Ключевую роль в глобализации играют ТНК со своей многозвеньевой производственной цепочкой. Экономическая мощь некоторых ТНК сопоставима с ВВП некоторых стран. Развивать сотрудничество между странами помогают международные организации (ВТО, ЕАЗС и др.). Глубокому взаимопроникновению экономик помогает интернет.
Далее учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу
Глобализация | |
Отрицательные стороны | Положительные стороны |
Неравномерное развитие стран | Стимулирующие влияние на экономику |
Препятствие развития отечественного производства | Сближение государств |
Международные кредиты |
|
Ослабление национальной культуры | Единый стандарт потребления |
Появление общих проблем человечества |
|
К глобальным проблемам относят следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение развития развитых и развивающихся стран, стабилизация демографической ситуации на планете, борьба с международным терроризмом.
- Глобальные проблемы взаимосвязаны.
4.3 Проблема общественного прогресса.
- Мыслители давно задумались над вопросом, куда движется общество?
Прогресс – развитие от менее совершенного к более совершенному. Регресс – движение от низшего к высшему.
Древнегреческий поэт Гесиод писал о трех стадиях развития человечества. Аристотель и Платон рассматривали историю как круговорот циклов развития. Кондорсе рассматривал исторический процесс как путь социального прогресса. Гегель считал прогресс мировым событием, К. Маркс рассматривал исторический процесс как овладение природой. В XIX, XX вв. предлагаются теории циклического круговорота. За революциями следовали контрреволюции. Прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой области. Научно-техническое развитие привело к разрушению природы и естественной среды обитания самого общества. Открытия в области ядерной физики дали возможность получения атомной энергии и ядерного оружия. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных ценностей. За попытки ускорить прогресс приходится платить высокую цену. Шеллинг считал, что критерием прогресса служит приближение к правовому государству.
Критерии общественного прогресса:
1. Объективным критерием общественного развития является развитие производительных сил.
2. Мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной индивидуальной свободы.
3. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
5. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Что такое процесс глобализации?
- Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
- Глобальные проблемы взаимосвязаны.
4.3 Проблема общественного прогресса.
- Мыслители давно задумались над вопросом, куда движется общество?
Прогресс – развитие от менее совершенного к более совершенному. Регресс – движение от низшего к высшему.
Древнегреческий поэт Гесиод писал о трех стадиях развития человечества. Аристотель и Платон рассматривали историю как круговорот циклов развития. Кондорсе рассматривал исторический процесс как путь социального прогресса. Гегель считал прогресс мировым событием, К. Маркс рассматривал исторический процесс как овладение природой. В XIX, XX вв. предлагаются теории циклического круговорота. За революциями следовали контрреволюции. Прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой области. Научно-техническое развитие привело к разрушению природы и естественной среды обитания самого общества. Открытия в области ядерной физики дали возможность получения атомной энергии и ядерного оружия. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных ценностей. За попытки ускорить прогресс приходится платить высокую цену. Шеллинг считал, что критерием прогресса служит приближение к правовому государству.
Критерии общественного прогресса:
1. Объективным критерием общественного развития является развитие производительных сил.
2. Мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной индивидуальной свободы.
3. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
5. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Что такое процесс глобализации?
- Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Комментариев нет:
Отправить комментарий