четверг, 26 сентября 2019 г.

Динамика общественного развития

    Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока в 10 классе.Цель: формирование понимания учащихся о многовариантности общественного развития, об общественном прогрессе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник 10 класс, базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.
План урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия. 
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Чем общественные системы отличаются от природы?
- Как общество взаимодействует с природной средой?
- Что такое социальный институт?
- Каковы основные черты социального института?
3. Мотивационно-целевой этап
- Вы уже знаете из истории о том, что общество динамично. В каком же направлении происходит развитие общества? Из курса истории вы знаете о таких формах перемен в обществе, как эволюция, реформа, социальная революция.
4. Изложение нового материала
4.1 Многовариантность общественного развития
- В своем развитии страны прошли схожие этапы развития (от традиционного общества к индустриальному, от феодализма к капитализму, произошли буржуазные революции). При подготовке крестьянской реформы 1861 года разные общественные движения предлагали разные реформы. В 1917-1918 гг. перед встал выбор между Учредительным собранием и Республикой Советов. В каждом случае выбор был сделан. Этот выбор определили элиты, соотношение сил общественных групп. Многовариантность путей и форм общественного развития не безгранична. Исторический процесс создает возможность выбора.
4.2 Целостность и противоречивость современного мира.
- Человечество развивается, укрепляя взаимосвязи и взаимоотношения. В современном мире усиливаются процессы глобализации.
Глобализация – это повышение взаимосвязи между государствами, компаниями.
- Ключевую роль в глобализации играют ТНК со своей многозвеньевой производственной цепочкой. Экономическая мощь некоторых ТНК сопоставима с ВВП некоторых стран. Развивать сотрудничество между странами помогают международные организации (ВТО, ЕАЗС и др.). Глубокому взаимопроникновению экономик помогает интернет.
Далее учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу
 
Глобализация
Отрицательные стороны Положительные стороны
Неравномерное развитие стран Стимулирующие влияние на экономику
Препятствие развития отечественного производства Сближение государств
Международные кредиты

Ослабление национальной культуры Единый стандарт потребления
Появление общих проблем человечества

 К глобальным проблемам относят следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение развития развитых и развивающихся стран, стабилизация демографической ситуации на планете, борьба с международным терроризмом.
- Глобальные проблемы взаимосвязаны.
4.3 Проблема общественного прогресса.
- Мыслители давно задумались над вопросом, куда движется общество?
Прогресс – развитие от менее совершенного к более совершенному. Регресс – движение от низшего к высшему.
Древнегреческий поэт Гесиод писал о трех стадиях развития человечества. Аристотель и Платон рассматривали историю как круговорот циклов развития. Кондорсе рассматривал исторический процесс как путь социального прогресса. Гегель считал прогресс мировым событием, К. Маркс рассматривал исторический процесс как овладение природой. В XIX, XX вв. предлагаются теории циклического круговорота. За революциями следовали контрреволюции. Прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой области. Научно-техническое развитие привело к разрушению природы и естественной среды обитания самого общества. Открытия в области ядерной физики дали возможность получения атомной энергии и ядерного оружия. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных ценностей. За попытки ускорить прогресс приходится платить высокую цену. Шеллинг считал, что критерием прогресса служит приближение к правовому государству.
Критерии общественного прогресса:
1. Объективным критерием общественного развития является развитие производительных сил.
2. Мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной индивидуальной свободы.
3. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
5. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Что такое процесс глобализации?
- Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий