Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по экономике (базовый уровень) для 10 класса.
Ограниченность производственных ресурсов, имеющихся у людей для
удовлетворения их неограниченных потребностей, делает необходимым выбор между различными способами использования имеющихся ресурсов. Этот выбор основывается на сравнении затрат и результатов, соответствующих каждому из возможных вариантов. Для оценки лучшего варианта вводится понятие альтернативной стоимости (наилучшим является вариант с наименьшей альтернативной стоимостью)
Ожидаемые результаты.
После этого урока учащиеся смогут:
Объяснять взаимосвязь между потребностями и производственными ресурсами. Понимать фундаментальный характер концепции ограниченности ресурсов.
Понимать идею, лежащую в основе концепции альтернативной стоимости, применять данную концепцию при анализе конкретных примеров.
Понимать сущность проблемы выбора.
Уметь аргументировать принятое решение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный, с элементами деловой игры и работы в группах.
Задачи: - увеличить объем знаний;
- усилить прикладную направленность;
- добиться вовлечения всего класса в учебный процесс.
Базовые понятия и термины: ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость.
Ограниченность производственных ресурсов, имеющихся у людей для
удовлетворения их неограниченных потребностей, делает необходимым выбор между различными способами использования имеющихся ресурсов. Этот выбор основывается на сравнении затрат и результатов, соответствующих каждому из возможных вариантов. Для оценки лучшего варианта вводится понятие альтернативной стоимости (наилучшим является вариант с наименьшей альтернативной стоимостью)
Ожидаемые результаты.
После этого урока учащиеся смогут:
Объяснять взаимосвязь между потребностями и производственными ресурсами. Понимать фундаментальный характер концепции ограниченности ресурсов.
Понимать идею, лежащую в основе концепции альтернативной стоимости, применять данную концепцию при анализе конкретных примеров.
Понимать сущность проблемы выбора.
Уметь аргументировать принятое решение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный, с элементами деловой игры и работы в группах.
Задачи: - увеличить объем знаний;
- усилить прикладную направленность;
- добиться вовлечения всего класса в учебный процесс.
Базовые понятия и термины: ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость.
План урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Дайте определение экономики как науки.
- Что является предметом изучения экономики?
- Из чего состоит производственный процесс?
- Каковы главные вопросы экономики?
3. Мотивационно-целевой этап
- Всегда ли есть выбор при принятии экономических решений? Какова стоимость этих решений?
4. Изложение нового материала
4.1 Рациональное поведение потребителя
- Потребитель стремится максимизировать свою выгоду от траты денег. Деньги, как и любой ресурс, ограничены, поэтому часто приходится отказывать себе в чем-то в данный момент времени.
Экономисты считают рациональным потребителем того, кто стремится максимально удовлетворить свои потребности, исходя из имеющихся возможностей.
- Выбор каждого человека индивидуален.
4.2 Альтернативная стоимость
- Проблема выбора в экономике обусловлена безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов. Проблема выбора стоит перед каждым субъектом предпринимательской деятельности. Человеку постоянно необходимо делать выбор. Часть товаров и услуг, которые потребитель хотел бы приобрести, но не смог составляют альтернативную стоимость его выбора. В случае, когда человеку необходимо делать выбор, экономисты предлагают проранжировать существующие варианты.
Альтернативная стоимость – это условная ценность наилучшего, следующего за выбранным варианта. Алгоритм вычисления альтернативной стоимости:
1. выстроить линейку вариантов по убыванию их привлекательности;
2. выбрать самый лучший вариант и мысленно исключить его списка;
3. посмотреть, какой вариант находится на 2-м месте. Это и будет искомый ответ.
- Альтернативная стоимость – это лучшее, что отверг потребитель. Денежным выражением альтернативной стоимостью являются альтернативные издержки.
Для первичного закрепления учащимся предлагается выполнить задания 2,3 на стр. 20.
4.3 Кривая производственных возможностей. (КПВ)
- Проблемы выбора стоит не только перед людьми, но и перед экономиками стран: ресурсы любой экономики ограничены. Сделать выбор помогает КПВ. При ее построении учитывается условия: все ресурсы экономики должны быть задействованы полностью; имеющиеся технологии в краткосрочном периоде остаются неизменными.
КПВ означает границы максимально возможного одновременного производства двух видов товаров при полном использовании ресурсов.
Далее учащимся предлагается обратить внимание на схему 3 на стр. 19.
КПВ – это совокупность точек, показывающих различные варианты максимальных объемов производства двух продуктов, которые могут быть созданы при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
Учащимся предлагается выполнить задание 4.
5. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Что показывает КПВ?
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Дайте определение экономики как науки.
- Что является предметом изучения экономики?
- Из чего состоит производственный процесс?
- Каковы главные вопросы экономики?
3. Мотивационно-целевой этап
- Всегда ли есть выбор при принятии экономических решений? Какова стоимость этих решений?
4. Изложение нового материала
4.1 Рациональное поведение потребителя
- Потребитель стремится максимизировать свою выгоду от траты денег. Деньги, как и любой ресурс, ограничены, поэтому часто приходится отказывать себе в чем-то в данный момент времени.
Экономисты считают рациональным потребителем того, кто стремится максимально удовлетворить свои потребности, исходя из имеющихся возможностей.
- Выбор каждого человека индивидуален.
4.2 Альтернативная стоимость
- Проблема выбора в экономике обусловлена безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов. Проблема выбора стоит перед каждым субъектом предпринимательской деятельности. Человеку постоянно необходимо делать выбор. Часть товаров и услуг, которые потребитель хотел бы приобрести, но не смог составляют альтернативную стоимость его выбора. В случае, когда человеку необходимо делать выбор, экономисты предлагают проранжировать существующие варианты.
Альтернативная стоимость – это условная ценность наилучшего, следующего за выбранным варианта. Алгоритм вычисления альтернативной стоимости:
1. выстроить линейку вариантов по убыванию их привлекательности;
2. выбрать самый лучший вариант и мысленно исключить его списка;
3. посмотреть, какой вариант находится на 2-м месте. Это и будет искомый ответ.
- Альтернативная стоимость – это лучшее, что отверг потребитель. Денежным выражением альтернативной стоимостью являются альтернативные издержки.
Для первичного закрепления учащимся предлагается выполнить задания 2,3 на стр. 20.
4.3 Кривая производственных возможностей. (КПВ)
- Проблемы выбора стоит не только перед людьми, но и перед экономиками стран: ресурсы любой экономики ограничены. Сделать выбор помогает КПВ. При ее построении учитывается условия: все ресурсы экономики должны быть задействованы полностью; имеющиеся технологии в краткосрочном периоде остаются неизменными.
КПВ означает границы максимально возможного одновременного производства двух видов товаров при полном использовании ресурсов.
Далее учащимся предлагается обратить внимание на схему 3 на стр. 19.
КПВ – это совокупность точек, показывающих различные варианты максимальных объемов производства двух продуктов, которые могут быть созданы при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
Учащимся предлагается выполнить задание 4.
5. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Что показывает КПВ?
Комментариев нет:
Отправить комментарий