суббота, 2 марта 2019 г.

Церковь и государство в XVI в.

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 7 классе.
Цели и задачи: познакомить с ролью церкви в жизни российского общества в XVI в., ее взаимоотношениями с властью; характеризовать особенности Русской православной церкви.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия архиерей, описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и роли православия в истории России в XVI в.; анализировать суть спора между иосифлянами и нестяжателями; приводить примеры взаимоотношения церкви и власти; выска­зывать суждения о важности для светской власти ее поддержки церковью; сравнивать интересы церкви и государства; оценивать деятельность церкви в укреплении самодержавной власти; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к историческому наследию.
Оборудование: учебник, схема. 
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какую внутреннюю политику проводил Иван IV?
- Каковы были успехи во внешней политике?
- Почему пресеклась династия Рюриковичей?
- Кем был Борис Годунов?
3. Мотивационно-целевой этап
- Вы уже знаете о религиозных войнах, которые велись в Европе. Вы помните о том, что церковь была сильным социальным институтом, источником морали и мировоззрения. Богатство и могущество церкви позволяло ей даже оказывать влияние на государственную политику. Как вы думаете, какая тема нашего урока на сегодня?
- Ответы учащихся.
Далее учащиеся записывают тему урока: «Церковь и государство в конце XVI века»
4. Изложение нового материала
4.1 Духовенство и миряне
- До 1589 года Русскую Православную церковь возглавлял митрополит, которому подчинялись архиереи, имевших духовных и светских слуг. Центром религиозной жизни человека был храм. В храме не только совершали религиозные обряды, но и решали мирские дела: священники учили детей грамоте, выступали свидетелями в суде, участвовали в межевании и хранили мирские документы.
Учащимся предлагается записать:
Архиерей – общие название для священнослужителей высшей ступени христианской церковной иерархии.
4.2 Иосифляне и нестяжатели
- Во время образования единого русского государства цари предпринимают попытки изъятия церковных земель. Иван III стремился изъять богатые церковные земли, пообещав взамен содержать духовенство за счет доходов государства. Это означало бы утрату самостоятельности церкви. Против этого выступил Собор 1503 года. Вопрос о церковном имуществе вызвал разногласия в среде православного духовенства.
Далее учащиеся совместно с учителем делают таблицу.

Иосиф Волоцкий (иосифляне) Нил Сорский (нестяжатели)
Церковь должна обладать большими богатствами для благотворительности, просвещения и распространения своих идей. За ересь необходима была смертная казнь.
Церковь не должна заниматься хозяйственной деятельностью и благотворительностью. Монахи должны вести скромный образ жизни. Выступал против смертной казни.

- Последователями Нила Сорского был Максим Грек. Кроме того, в среде духовенства возникали споры о церковно-государственных взаимоотношениях.
4.3 Ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого
Учащимся предлагается прочитать тест и ответить на вопросы:
- За что был суд над Матвеем Башкиным?
- Что критиковал Феодосий Косой в Священном Писании?
4.4 Церковь и государство
Учащиеся совместно с учителем делают квастер.

Церковь и государство
Василий III покровительствовал церкви
Митрополит Дионисий провозглашал божественный характер власти государя
Иван IV был венчан на царствование Макарием
Духовенство было лишено привилегии не платить таможенные пошлины
Филипп был задушен за критику опричнины
Федор Иванович
1589 год – учреждение патриаршества. Первый патриарх - Иов
 





















5. Физкультминутка
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
6. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Какие взаимоотношения были у церкви и государства в конце XVI века?

Комментариев нет:

Отправить комментарий