воскресенье, 10 марта 2019 г.

Новгородская республика

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе.


Цели:
1. Дать представление о последствиях распада Руси на отдельные княжества.
2. Выявить особенности процесса возникновения и развития государственности на территории Восточной Европы.
3. Показать учащимся, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика.
4. Продолжить развивать умения учащихся работать с картой, понятиями, с документом.
Тип урока: комбинированный
Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия
Личностные результаты: развитие способностей к выделению, описанию и объяснению существенных признаков исторических явлений; самооценке на основе наблюдения за собственной речью устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками; формирование границ собственного знания и «незнания»; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
Метапредметные результаты: развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; развитие адекватного понимания информации устного сообщения; умения строить устное высказывание с учётом коммуникативной задачи; умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
Предметные результаты:
1. Дать представление о последствиях распада Руси на отдельные княжества;
2. обеспечить усвоение понятий: «посадник», «тысяцкий», «архиепископ», «кончане», « уличане»;
3. правильно показывать объекты на исторической карте;
4. продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам;
5. выполнять познавательные и проблемные задания, высказывать собственное мнение.
Оборудование:
§ Учебник: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. (под ред. А.В. Торкунова) История России. 1 часть /Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций/ М. «Просвещение», 2016
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
- Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Как происходило освоение Северо-Восточной Руси?
- Как географическое расположение помогло ее развитию?
- Каковы были особенности управления Северо-Восточной Руси?
3. Мотивационно-целевой этап
- В Новгородской земле сложилась республиканская система управления. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему здесь сложилась такая система правления.
4. Изложение нового материала
4.1 Территория Новгородской земли
- Центр Новгородской земли возник еще в IX веке как объединение трех поселков: славянского, чудского и мерянского. Он располагался на пути «из варяг в греки». Отсюда шли торговые пути в Прибалтику, немецкие земли, Волжскую Булгарию. Пригородами Новгорода были Торжок, Великие Луки, Изборск, Ладога. (Слайд 2)
Далее учащимся предлагается выполнить задание. (Слайд 3)
4.2 Занятия новгородцев
- В Новгороде было мало плодородной земли, поэтому хлеб привозили в основном из Владимиро-Суздальской земли.
Учащимся предлагается записать (Слайд 4)
4.3 Занятия новгородцев
- Самой многочисленной категорией населения были ремесленники. Влиятельной силой в Новгороде было купечество. Объединившись в артели, купцы вели свои дела. Артели нанимали свои вооруженные отряды. Самым крупным и престижным объединением купцов было «Иваново сто». Самым большим политическим весом в Новгороде обладали бояре. Они собирали дань, организовывали дальние походы с купцами, владели землями и производили большую часть товаров для рынка.
Учащимся предлагается записать (Слайд 5) и выполнить задания (Слайд 6).
4.4 Политические особенности Новгородской земли
Учащимся предлагается прочитать текст и сделать квастер совместно с учителем. (Слайд 7)
Далее учащимся предлагается ответить на вопрос:
- С какой целью новгородское вече ограничивало князи и его дружину в хозяйственной деятельности?
4.5 Культура Новгородской земли
- Каменное зодчество в Новгородской земле утратило свою монументальность. Заказчиками храмов чаще всего были купцы, бояре, общины прихожан. Церкви стали строить небольшими и одноглавыми. Эта простота вписывалась в окружающий пейзаж. (Слайд 9,10,11)
5. Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
6. Рефлексия
Учащимся предлагается выполнить задания (Слайд 12,13).

Комментариев нет:

Отправить комментарий