пятница, 22 марта 2019 г.

Монгольская империя и изменение политической карты мира

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории России в 6 классе.


Цели урока:
Изучение процесса объединения монголов в единое государство во главе с Чингисханом, определение военизированного характера монгольской империи и основных направлений монгольской экспансии, знакомство с первым столкновением русских и монголов на р. Калке, что послужило началом монголо-татарского нашествия на Русь, рассмотрение хода сражения, итогов и значения трагедии на реке Калка;
Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, работы с дополнительной литературой, историческими источниками, исторической картой, умения выявлять причинно-следственные связи событий и явлений, совершенствование навыков исторического анализа;
Формирование гражданской позиции и воспитание патриотических чувств на примере трагических событий 1223 г.
Тип урока – комбинированный
Оборудование:
Даты: 1155-1227гг – годы жизни Темучина
1206 г. – курултай, избрание Темучина Чингисханом
1220 г.- заложена столица нового государства Каракорум
1211-1215 гг. – завоевание империи Цзинь
31 мая 1223 г. – битва на реке Калке
Словарь урока:
Курулта′й – съезд монгольской знати;
Нойо′н – (монг. ноен - господин - князь), название предводителей древних монгольских аристократических родов (11 в - 1-я пол. 12 в), затем представителей знати (до образования Монгольской народной республики). представитель монгольской знати;
Ну′кер – воин - обычно переводится с монгольского, как "свободный воин, обязавшийся служить своему вождю", но точное значение слова "нокюр" - "друг, дружинник"...;
Ту′мен (тьма) – Наиболее крупная организационная тактическая единица монгольского войска XIII-XV веков, численность которой составляла обычно десять тысяч всадников.10 тысяч воинов;
«Великая Яса» - (от монг. жасак – запрет, закон завет) законы Чингисхана;
Юрта – жилище монголов;
Улу́с (тюрк. — народ) племенное объединение, поселение у тюркских народов.
План урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационный этап.
4. Изложение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Каковы причины феодальной раздробленности на Руси?
- В чем положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности?
- Чем определялось развитие земель во время феодальной раздробленности?
3. Мотивационный этап
Учащимся предлагается посмотреть на название темы и ответить на вопрос:
- Что вы уже знаете из названия?
- Чего вы не знаете?
- Каковы будут наши задачи на сегодняшний урок?
4. Изложение нового материала
4.1 Образование державы Чингисхана
- В то время как на Руси имела место быть феодальная раздробленность, в Азии появляется империя, которая будет определять развитие стран Востока и Европы в Средневековье. С давних времен к Северу от Китая обитали родственные племена: монголы, кереиты и татары. Природные условия предопределили главное занятие этих народов – кочевое скотоводство.
Далее учащиеся совместно с учителем делают квастер. (Слайд 2)
4.2 Начало завоевательных походов Чингисхана
Перед учащимися демонстрируется таблица (Слайд 3).
- Вы видите, что за небольшой период времени монголам удалось захватить большую территорию. Как вы думаете, что помогло монголам создать огромную империю?
Далее учащиеся читают текст и ответить на поставленных вопрос. (Слайд 4)
4.3 Битва на Калке
1223 год – первое столкновение русских князей и монголов на р. Калке.
- Вторгнувшись в половецкую степь, монголы разоряли их племена. Пловцы обратились за помощью к русским князьям. На помощь откликнулись киевский, черниговский, смоленский и другие князья. Согласия между ними не было. Главным организатором похода был Мстислав Удалой, талантливый полководец. В ходе сражения некоторые князья отказались участвовать, половцы не выдержали натиска и бежали, смяв русские полки. Монголы осадили и уничтожили даже отряды, не участвовавшие в сражении. На телах князей монголы сделали помост и устроили пир.
После смерти Чингисхана в 1227 году еду потомки продолжили завоевывать земли. Был покорен Кавказ, Китай, часть Индии, Вожская Булгария, половецкие степи, лишь буря спасла от завоевания Японию, монголы завоевали большую часть русских земель, обрушились на страны Центральной Европы. В 1241 году дошли до берегов Адриатического моря.
4.4 Историческое наследие Монгольской империи
- Монгольская империя – невиданное по территории государство. (Слайд 5) На пике своего могущества в его состав входило около 110 млн. человек. Монгольская империя состояла из 4 частей. (Слайд 6)
Далее учащиеся совместно с учителем заполняют схему (Слайд 7)
5. Физкультминутка
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
6. Рефлексия.
Учащимся предлагается вспомнить поставленные в начале урока задачи и составить тезисный план по каждой задаче.

Комментариев нет:

Отправить комментарий