пятница, 22 марта 2019 г.

Смута в российском государстве: борьба с интервентами

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 7 классе.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: изучить эпоху смутного времени.
Задачи урока:
Образовательные: выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты;
Развивающая: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
Воспитательная: раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны; продолжать способствованию патриотическому воспитанию.
Оборудование урока: учебник, мел, доска
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационный этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия. 
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- В чем причины начала Смутного времени?
- В чем причины народных выступлений?
- Что и кому обещал самозванец?
- Какую политику проводил Лжедмитрий I и каковы ее итоги?
- Кто стал царем после боярского заговора?
- Когда началось Смутное время?
3. Мотивационный этап
Смутное время было полным лжи и предательства. Тем не менее в стране нашлись силы, способные противостоять польской экспансии.
4. Изложение нового материала
4.1 Восстание Ивана Болотникова
Учащимся предлагается записать тезисы.
После расправы над Лжедмитрием I по Москве поползли слухи о том, что Лжедмитрий все еще жив.
Движение недовольных Василием Ивановичем Шуйским возглавил Иван Болотников.
1606 г. – осада Москвы Болотниковым.
Осада Москвы не удалась и отряды Болотникова отошли в Калугу и Тулу.
Василий Шуйский собрал большое войско дворян.
1607 г. – срок сыска беглых крестьян был увеличен до 15 лет.
10 октября 1607 г. – взятие Тулы Василием Шуйским.
4.8 Лжедмитрий II
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
- Кем на самом деле был Лжедмитрий II?
- Как встречали Лжедмитрия II на юге и юго-западе?
- Кто пополнил армию Лжедмитрия II?
4.9 Тушинское правительство
- Беспрепятственно проникнув в Тушино, Лжедмитрий II создал там правительство. Марина Мнишек признала его «истинным царевичем Дмитрием» и царем. Тушино стал стало второй столицей России. Туда начали стекаться бояре и дворяне, обделенные Василием Шуйским. Некоторые дворяне, получив от Лжедмитрия II звания и земли, возвращались в Москву за более высокими чинами. Таких людей называли «тушинскими перелетами».
4.10 Перелом в настроении народа
Учащимся предлагается записать тезисы.
Тушинские солдаты вели себя как завоеватели.
Повсеместно начали создаваться народные ополчения. Центрами сопротивления стали монастыри.
Василий Шуйским заключил союз со Швецией об отправке в Россию наемного войска. Командовал объеденными отрядами Михаил Скопин-Шуйский.
4.11 Вторжение Речи Посполитой и Швеции в Россию
Учащиеся записывают тезисы.
Заключение русско-шведского союза дало повод Сигизмунду III для вторжения в Россию.
1609 г. – начало войны России и Речи Посполитой, которая захватила Смоленск под командованием С. Жолкевского.
1610 г. – смерть Скопина-Шуйского.
Июнь 1610 г. – поражение русских войск под селом Клушино.
1611 г. – захват Швецией Новгорода и всего русского побережья Финского залива, под командованием Я. Делагарди.
5. Рефлексия
Учащимся предлагается сформулировать выводы о причинах и последствиях Смутного времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий