воскресенье, 17 марта 2019 г.

Смута в российском государстве: начало и причины

Добрый день! Предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 7 классе.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: изучить эпоху смутного времени.
Задачи урока:
Образовательные: выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты;
Развивающая: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
Воспитательная: раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны; продолжать способствованию патриотическому воспитанию.
Оборудование урока:учебник, мел, доска


План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационный этап.
4. Изложение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какое государство Европы было самым могущественным на рубеже XVI–XVII веков?
- С какими странами и почему у него были противоречия?
- Почему союз с Данией был важен для России?
- Какие экономические выгоды видел Борис Годунов от союза с Персией?
3. Мотивационный этап
- Знаете ли вы, причины Смутного времени?
- Знаете ли вы, какой период в истории России называется смутным временем?
4. Изложение нового материала
4.1 Экономические трудности начала XVII века
- 1601 – 1603 годы были неурожайными. Это привело к массовому голоду. Борис Годунов стремился помочь населению: распорядился раздавать хлеб из амбаров, распорядился раздать деньги на хлеб. В Москву хлынули толпы голодающих.
4.2 Народные выступления
- С осени 1601 года начались народные волнения. Голодные люди сбивались в бандитские шайки, грабили купцов, пополняли казацкое население окраин. Особенно большие неприятности приносил отряд во главе с Хлопко. Народ венил во всех бедах Бориса Годунова: его обвинили в убийстве царевича Дмитрия, ему припомнили татарское происхождение. Против него были настроены и бояре.
4.3 Самозванец
Недовольство населения возрастало. В это время в Речи Посполитой появился Лжедмитрий. На самом деле он был беглым монахом Григорием Отрепьевым. Он щедро раздавал обещания. Втайне он пообещал папе римскому ввести в России католицизм, польскому королю обещал отдать Смоленск и Северскую землю, а Псков и Новгород Марине Мнишек. Сигизмунд III разрешил ему набирать войско в Польше. В 1604 году Лжедмитрий I пересек границу России. В России началось время, которое называют Смутным. В 1605 году умер Борис Годунов, на престол был возведен его сын Федор, но вскоре был свергнут.
4.4 Политика нового правителя
- Лжедмитрий I был признан царем. Не признал его только патриарх Иов, за что и был заточен в монастырь. Самозванец вернул из ссылки бояр, Филарет был провозглашен митрополитом Ростовским. Лжедмитрий не считался с русскими традициями. Чашу народного терпения переполнила свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек, на которую съехались около 2000 поляков. Они вели себя как завоеватели.
4.5 Боярский заговор
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
- Почему бояре были недовольны Лжедмитрием I?
- Почему Василий Шуйский признал Лжедмитрия I истинным царем?
- Когда и как бояре расправились с Лжедмитрием I?
4.6 Царь Василий Шуйский
Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст и ответить на вопросы:
- Кто и как был избран царем в 1606 году?
- Что он обещал?
- Кто и почему стал патриархом?
5. Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
6. Рефлексия

Комментариев нет:

Отправить комментарий