суббота, 2 марта 2019 г.

Политическая раздробленность на Руси

 Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе.
Цели и задачи: познакомить с причинами и последствиями политической раздробленности в Европе и на Руси, и определить особенности этого процесса на Руси.
Планируемые результаты:
- предметные: овладевать целостным представление об историческом пути Руси в середине XII-начале XII в.; объяснять причины княжеских междоусобиц; применять партийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия роли личности в истории; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
- метапредметные УУД – 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи учебной и познавательной деятельности; выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: создавать применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
- личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения, познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.
Оборудование: мультимедийная презентация, карта «Политическая раздробленность на Руси».
Тип урока: уроки общеметодологической направленности.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Как жили земледельцы?
- Как одевались горожане?
- В чем отличие образа жизни бояр и свободных крестьян?
3. Мотивационно-целевой этап
Учащимся предлагается вспомнить о феодальной раздробленность в Европе.
4. Изложение нового материала.
4.1 Время политической раздробленности в Европе
Устный рассказ учителя о причинах феодальной раздробленности. (Слайд 2)
4.2 Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси
Учащиеся вместе с учителем рисуют схему. (Слайд 3)
4.3 Роль церкви в условиях распада Руси
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы. (Слайд 4)
4.4 Идея единства Руси
Учащимся предлагается записать тезисы о единстве Руси (Слайд 5)
4.5 Отношения Руси с кочевниками
- Княжеские усобицы подорвали обороноспособность Древнерусского государства. Половецкие набеги стали частыми и опустошительными. Многие люди вынуждены были мигрировать с освоенных мест. Особенно сильно пострадала Киевская земля: Киев потерял свое значение, появились другие города, которые затмили его своим богатством и величием. (Слайд 6)
4.6 Государственное управление в период раздробленности
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы: (Слайд 7)
• На сколько частей распалась Русь в середине XII века?
• Что такое удел?
• Как регулировались отношения между князьями в период раздробленности?
Учащимся предлагается записать:
Удел – владение младших членов княжеского рода.
4.7 Международные связи русских земель
- В период феодальной раздробленности не прерывались дипломатические отношения с другими странами и между отдельными княжествами.
4.8 Развитие русской культуры: формирование региональных центров
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы: (Слайд 8, 9, 10)
• Какие изменения произошли в городах в период раздробленности?
• Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами?
• Какие памятники культуры появились в этот период?
• Какую роль в истории Русской земли играли летописи?
4.9 Последствия раздробленности на Руси
Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу (Слайд 11)
5. Физкультминутка
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
6. Рефлексия
Учащимся предлагается выполнить задание (Слайд 12)



Комментариев нет:

Отправить комментарий