пятница, 1 марта 2019 г.

Культура и повседневная жизнь народов России XVI в.

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 7 классе.
Цели и задачи: познакомить с особенностями развития культуры народов России XVI в., достижениями в духовной и материальной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития российской культуры в XVI в.; называть литературные произведения и памятники культуры XVI в.; метапредметные УУД— I) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) познавательные: работать с разными источниками информации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению духовной и материальной культуры России.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: урок рефлексии.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какую роль в жизни прихожан играла церковь?
- В чем состояла основа экономического могущества церкви?
- Как в итоге разрешился этот спор?
3. Мотивационно-целевой этап
- Централизация страны, завоевание больших территорий привело к изменению в культурной жизни страны. Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
- Ответы учащихся.
Далее учащиеся записывают тему урока.
4. Изложение нового материала
4.1 Особенности развития культуры России в конце XVI века
Учащимся предлагается записать тезисы:
Единая русская культура формировалась на основе достижения культур народов.
В произведения культуры появляется интерес к внутреннему миру человека.
Освобождение от ордынского ига привело к расширению культурных отношений с другими странами.
Духовная жизнь населения страны регулировалась церковью.
4.2 Просвещение
- Образование единого государства привело к необходимости повышения уровня грамотности. При монастырях и церквях детей начали учить грамоте. Обучение детей светскими учителями в домашних условиях было редким явлением. Расширение дипломатических контактов привело к необходимости обучения иностранным языкам. Детей начинают отправлять учиться в Константинополь, Германию, Англию, Францию и другие страны. В Казанском ханстве образование осуществлялось на базе медресе и мектебе. Большое внимание уделялось изучению арабского языка и фарси.
4.3 Начало книгопечатания
Учащимся предлагается ознакомиться с текстом и ответить на вопросы:
- Как развивалось российское книгопечатание?
- Как назывался первый учебник?
- Какое значение имело книгопечатание?
4.4 Летописание. Исторические произведения
- В XVI веке продолжает развиваться летописание. К задачам летописцев относится доказывание богоизбранности царей. К официальным летописным произведениям относится «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича», «Степенная книга», «Казанская история».
4.5 Публицистика. Светская литература
Учащимся предлагается прочитать текст и составить сложный план текста.
4.6 Архитектура
Учащимся предлагается ознакомиться с текстом и ответить на вопросы:
- Какую цель преследовала архитектура во централизации страны?
- Как изменяется внешний облик московского кремля?
- Какой архитектурный стиль появился?
4.7 Изобразительное искусство
Учащимся предлагается ознакомиться с текстом и сделать ментальную карту.
4.8 Музыкальная культура
Стихиры – тексты для церковных песнопений.
4.9 Религиозные праздники и повседневный быт
Одним из самых почитаемых религиозных праздников была Пасха. У мусульманских народов главными праздниками было разговление (ураза-байрам) и жертвоприношение (курбан-байрам).
5. Физкультминутка
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
6. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- О чем вы узнали сегодня на уроке?

Комментариев нет:

Отправить комментарий