понедельник, 18 февраля 2019 г.

Российское общество XVI века: «служилые» и «тяглые»

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 7 классе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: знать структуру российского общества в XVI в.
Методы и приемы обучения: технология модульных уроков, самостоятельная работа с текстом учебника
Планируемые результаты:

Предметные: на основе самостоятельной работы определить структуру российского общества, особенности формирования сословий в России, их права и обязанности.
Метапредметные:
Переводить письменный текст в схемы и таблицы, проводить причинно-следственные связи.
Личностные: понимают роль личности в истории, влияние на ее деятельность различных объективных и субъективных факторов, дают характеристику нравственного аспекта деятельности правителей.
Оборудование: учебник, доска, мел
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Как и когда было присоединено Казанское ханство?
- Как и когда было присоединено Астраханское ханство?
- Какое значение для России имело присоединение Поволжья?
- Как кавказские народы поддерживали Россию?
- Как и когда было присоединено Сибирское ханство?
- Каковы были причины Ливонской войны?
- Каковы были итоги Ливонской войны для России?
3. Мотивационно-целевой этап
- Общество не остается неизменным. Оно постоянно меняется. Вспомните основные слои населения древнерусского общества? Сегодня мы с вами изучим основные слои населения российского общества XVI века.
4. Изложение нового материала
4.1 На государевой службе
- Как и в предыдущие столетия верхушку общества составляли князья.
Учащиеся записывают: князья делились на удельных, владевших собственными княжествами и «служилых», перешедших на службу во время правления Ивана III и Василия III. Жалованные грамоты – документ, предоставлявший особые права для отдельных лиц и населения. Представители знатных фамилий располагались в своеобразной лестнице «служилых чинов». Самые престижные места занимали бояре. Боярский чин жаловался, как правило, тем, кто входил в «Государев родословец».
Далее учащимся предлагается записать: государев родословец – это родословная книга русских княжеских и боярских родов.
- В самом низу лестнице находились «дети боярские» или «дворяне городовые». Они объединялись в «служилые» города и совместно участвовали в походах. Отношения между членами «Государева двора» регулировались системой местничества.
- Дети, племянники и внуки одного боярина должны были находиться на службе в таком же взаимоотношении с потомками другого, в котором когда-то служили их предки.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Что такое местничество?
- Что такое жалованная грамота?
- В чем отличие между служилыми и удельными князьями?
4.2 Крестьянский мир
- В XVI веке 95 % населения России составляло крестьянство.
Учащиеся записывают: крестьяне делились на черносошных (свободных, трудившихся на государство), дворцовых (принадлежавших лично государю) и владельческих (проживавших на землях вотчинников и помещиков). Тягло – повинности. 1581 год – введение заповедных лет, запретивших крестьянам уходить из вотчин и поместий. 1597 год – введение 5-летнего срока розыска беглых крестьян – урочных лет.
4.3 Посадские гости
Учащимся предлагается ознакомиться с текстом и ответить на вопросы:
- Кто управлял городами в XVI веке в России?
- Что было центром города?
- Где проживали ремесленники?
Учащиеся записывают
Посад – это торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города.
- Чем русские города отличались от европейских?
5. Физкультминутка
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
6. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- В чем отличие формирование сословий в России и Европе?

Комментариев нет:

Отправить комментарий