суббота, 9 февраля 2019 г.

Русское государство при Ярославе Мудром

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе. Буду рад Вашей профессиональной критике.
Цель: дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления древнерусским государством в период его расцвета; совершенствовать навыки устной речи, развивать умения работы с текстом учебника, схемами, умение понимать и объяснять исторические термины; воспитывать уважение и интерес к истории и культуре своего народа.
Образовательные (предметные):
Обучающиеся должны знать время правления князя Ярослава Мудрого, представлять его роль во внешней и внутренней политике, процесс формирования древнерусской народности, понимать значение терминов: «усобица», «политика», «династический брак», «наместник», «гривна»;подвести обучающихся к выводу, что Древнерусское государство в период правления Ярослава Мудрого достигло своего расцвета.
Воспитательные (личностные):
формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности и личности князя Ярослава Мудрого, святым Борису и Глебу, формированию древнерусской народности.
Развивающие (метапредметные):
продолжить формирование умения характеризовать роль исторических деятелей (Ярослава Мудрого), называть хронологические рамки его правления, показывать и определять на исторической карте местоположение Руси, городов, давать характеристику различным группам населения, излагать основные события.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: усобица, посадник, династический брак, наместник, «Русская правда».
Важнейшие даты: 1019–1054 – Ярослав Мудрый.
Оборудование. Карта «Киевская Русь в IX – XII вв.», видеофрагмент История Государства Российского. Серия 21. Ярослав.
План
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся .
2. Проверка домашнего задания.
Для проверки домашнего задания учащимся предлагается ответить на вопросы:
- В чем суть языческой реформы князя Владимира?
- Почему она не принесла ожидаемых результатов?
- В чем причины принятия христианства?
- Как проходило крещение Руси?
- Каково значение принятия христианства для дальнейшего развития Руси?
3. Мотивационно-целевой этап.
- Период правления Ярослава Мудрого считается времен расцвета Древнерусского государства. Сегодня на уроке нам нужно будет ответить на вопрос: «Почему?».
4. Изложение нового материала
4.1 Борьба за власть сыновей Владимира.
- Принятие христианства сплотило население Руси, но управлять такой территорией было непросто. Владимир по примеру отца отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси. Любимыми сыновьями Владимира был Борис и Глеб. Глеба он собирался оставить в Киеве. Это не понравилось старшим братьям Святополку и Ярославу. Ярослав первым отказался платить дань. Только смерть Владимира летом 1015 года помешала военному походу на Новгород. Когда умирал Владимир Бориса не было в Киеве. Святополк дарами расположил к себе киевлян, и они признали его киевским князем. К своим братьям, Борису, Глебу, Святославу, он подослал убийц. За свои злодеяния он был прозван Окаянным. Ярослав начал собирать войско против Святополка.
Далее учащимся предлагается записать (1016 год – сражение у Любеча Ярослава и Святополка; 1018 год – сражение между Ярославом и Болеславом; 1019 год – сражение между Ярославом и Святополком).
4.2 Внутренняя политика Ярослава Мудрого
Учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с текстом и ответить на вопросы:
- На что была направлена политика Ярослава (1019 – 1054) ?
- Что делал Ярослав для распространения христианства на Руси?
- Как назывался первый письменный свод законов Древнерусского государства?
4.3 Управление государством при Ярославе Мудром (1019 – 1054)
- Высшая власть принадлежала киевскому князю. Киевский престол передавался по старшинству. Военную силу составляла дружина, которая теперь стала и управлять государством. Своих сыновей киевский князь отправлял в земли в качестве наместников. В городских центрах сохранялись вечевые традиции, вече вершило суд, издавало обсуждало законы, вече подчинялось ополчение.
4.4 Отношения Руси с другими государствами.
- Ярослав укреплял южные рубежи Руси, строил крепости, разбил печенегов. Ярослав утвердил свою власть на берегах Чудского озера. В 1044 году состоялся последний поход Руси на Византию. Поход был неудачным и в 1046 году был заключен мирный договор между Византией и Русью, скрепленный династическим браком между Всеволодом и дочерью византийского императора Константина Мономаха. Международный авторитет Руси Ярослав стремился укрепить за счет династических браков. Сам он был женат на дочери шведского короля.
4. Физкультминутка
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
5.Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Каковы итоги правления Ярослава Мудрого?
- Ответы учащихся. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий