понедельник, 18 февраля 2019 г.

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе.


Цель урока:
· сформировать представление об особенностях древнерусской культуры, единстве и своеобразии культурных традиций в русских землях и княжествах: о фольклоре, происхождении славянской письменности, зодчестве;
· формировать умения работать с текстом учебника, составлять сложный план ответа по теме, объяснять, чем отличается труд современного историка от работы летописца, описывать основные архитектурные памятники Древней Руси, объяснять значение слов: устав, титло, орнамент, миниатюра, канон, зернь, скань.
· воспитывать чувства уважения к истории родной страны и гордости, восхищения достижениями древнерусской культуры
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
1. История России. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. в 2 ч. Ч. 1. Под редакцией А.В. Торкунова, 2016
2. Презентация
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Как происходило формирование древнерусской народности?
- Какие существовали слои населения в Древней Руси?
- Как складывались земельные отношения?
- Как была организавана церковная жизнь?
- Как была организована жизнь монастырей?
3. Мотивационно-целевой этап
- Что такое культура по-вашему?
- В обществе существует культура?
- Зачем в обществе нужна культура?
Сегодня мы с вами сравним культурное пространство Европы и России.
4. Изложение нового материала
4.1 Важнейшие черты культуры Европы и России в IX – XII вв.
- В IX – XII вв. культурное пространство Европы только начало формироваться. Наиболее развитая культура сформировалась Византия. В 855 году в Византии была открыта школа в Константинополе в Магнаварском дворце, которую европейскую ученые считают первым университетом. В XII – XIII вв. Византия достигала наивысшего расцвета в скульптуре, архитектуре, живописи. Собор Святой Софии до сих поражает своим великолепием. Византия оказала огромное влияние на развитие культуры Грузии, России, Болгарии, Сербии и Италии. В это время в Западной Европе был упадок культуры. С XI века в Западной Европе началось строительство школ, университетов и развитие культуры. Основа культура Европы Средних веков – переплетение христианских и античных начал.
4.2 Особенность культуры Руси
- Люди Древней Руси накапливали культурные ценности: строили храмы, собирали библиотеки, сочиняли песни, поэмы, сказки, былины, изготавливали прекрасные ювелирные изделия.
Учащимся предлагается записать факторы, повлиявшие на формирование культуры Руси (Слайд 3)
4.3 Письменность и грамотность
- Письменность у славян существовала еще до принятия православия. После крещения на Русь стали приезжать переводчики из Византии и Болгарии. При монастрых и церквях детей учили чтению, письму. Самым распространенным литературными жанрами были жития святых и исторические сочинения, палеи и хроники (Слайд 5). Первые русские книги писались на специально выделанной телячьей коже. Все книги украшались миниатюрами. На Руси было много грамотных людей. Об этом говорят берестяные грамоты и граффити, вырезанные во время долгих церковных служб.
4.4 Литература
- В XI веке на Руси зарождается литература. Самое важное место в ней занимала летопись. Монах Киево-Печерской лавры Нестор написал «Повесть временных лет», древнейшее известное летописное произведение. Первым писателем считается Илларион. (Слайд 7)
4.5 Устное народное творчество
Учащимся предлагается записать жанры устного народного творчества (Слайд 8).
- Былины имеют очень древние корни. Былины передавались устно. Записывать их начали только в XIX веке. Былины сохранились только на русском Севере, но повествуется в них о событиях в Киеве и других городах. Любимыми героями был Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. (Слайд 9)
4.6 Зодчество и изобразительное искусство
- Издавна на Руси избы и терема строились из дерева и украшались резьбой. Сложились определенные отличия русского деревянного зодчества.
Учащимся предлагается записать эти отличия (Слайд 10).
- После принятия крещения на Руси начинается строительство каменных сооружений. Первая церковь была деревянной.
Далее учащиеся знакомятся с первыми каменными храмами. (Слайд 11, 12)
4.7 Художественное ремесло
- Учащиеся знакомятся с художественной культурой Руси (Слайд 11, 12, 13,14)
5. Физкультминутка
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
6. Рефлексия
Учащимся предлагается выполнить задания (Слайд 15)

Комментариев нет:

Отправить комментарий