воскресенье, 17 февраля 2019 г.

Общественный строй и церковная организация на Руси

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе. 

Цели: Познакомиться с изменениями жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности, с системой управления государством, основными слоями населения Древней Руси; определить сущность земельных отношений в древней Руси; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Смогут
-называть факторы, связавшие восточно-славянские племена в единую древнерусскую народность,
- пользуясь историческими терминами заполнять таблицы «Основные слои населения Древней Руси»,
-дать оценку земельным отношениям на Руси X–XI вв.,
- составлять схему организации Русской православной церкви.
-правильно использовать исторические термины (бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, люди, митрополит, монастырь) работая с источником.
Регулятивные УУД:
- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;
-самостоятельно оценят достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
-научатся осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках,
-привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Коммуникативные:
-научатся развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
- разовьют устойчивую мотивацию к обучению,
- сформируют положительный интерес к изучению истории России,
- научатся осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,
созидательном процессе.
Словарь урока: бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, люди, митрополит, монастырь.
Ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Как началось правление Ярославичей?
- К чему привели княжеские усобицы?
- О чес договорились князья на любечском съезде?
- Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад государства?
3. Мотивационно-целевой этап
С целью заинтересовать учащихся новой темой учитель задает вопросы:
- Знаете ли вы, как происходило формирование древнерусской народности?
- Знаете ли вы, какие основные слои населения существовали в Древней Руси, какие земельные отношения существовали?
- Знаете ли вы, как была организована церковная жизнь?
4. Изложение нового материала
4.1 Формирование древнерусской народности.
- В конце X века закончилось объединение всех славен в единое государство – Русь. Все восточнославянские племена платили дань киевскому князю, участвовали в политической жизнь на вече и во время военных походов. Так стирались различия между славянскими племенами. Развитие торговли и строительства также объединяло все население. Большую роль в формирование древнерусской народности сыграло принятие христианства.
4.2 Основные слои населения Древней Руси
Учащиеся совместно с учителем создают квастер.
Общество – люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве
Дружина
Духовенство – служители культа религии
Люди – свободные землевладельцы
Горожане (ремесленники и купцы)
4.3 Земельные отношения
- Главным занятием восточных славян оставалось земледелие. Земля считалась собственностью общины. Участки земли делились между общинниками, платившими дань государству. Так, государство постепенно становилось собственником земли. Стали появляться личные владения. На свободных землях князья строили хоромы, «сажали» пленников, превращая их в работников. Князья стали жаловать владения своим дружинникам и церкви. Появляются вотчины.
Далее учащиеся записывают.
Вотчина – наследственные земельные держания.
Учащиеся совместно с учителем заполняют квастер.
Зависимое население
Холопы (челядь) – бесправные рабы
Смерды – селяне, несшие повинности в пользу князя
Закупы – общинники, вошедшие в кабалу
Рядовичи – люди, жившие у князя на определенных условиях
4.4 Церковная организация. Храмы и богослужения
- Во главе русской православной церкви стоял митрополит, до середины XV назначавшийся из Константинополя. Резиденцией митрополита был Киев. Митрополиту подчинялись епископы. Епископам подчинялось черное и белое духовенства. Черное духовенство – монахи, жившие в монастырях. Белое духовенство – священники и дьяки, служившие в соборах и церквях. Князь Владимир, учреждая церковную организацию учредил в пользу церкви десятую часть доходов, поэтому первая церковь в Киеве называлась Десятинной. Все богослужения велись на славянском языке.
4.5 Монастыри
- Монастырь – это религиозная община монахов или монахинь, а также специальное место, где живут монахи, люди, отрешившиеся от обычной жизни и посвятивших себя служению Богу. Монахами руководил наставник – игумен. Одним из самых первых монастырей был Киево-Печерский. Когда игуменом был Феодосий, монастырь расширился и стал духовным центром Руси. К началу XIII века монастыри были во всех крупных городах Руси.
4.6 Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые
- Вера в Христа как в Спасителя человечества – суть христианства. Вскоре после Крещения на Руси появились люди, проповедовавшие новую религию. Одними из первых Святыми были признаны князья Борис и Глеб, Антоний и Феодосий Печерский, Авраамий Смоленский, Евфросиния Полоцкая. С принятием христианства появился благочестивый образ жизни, подразумевавший регулярное посещение церкви, скромность, честность, помощь больным и нищим. Постепенной стала появляться новая мораль. Мораль распространялась известном в средневековой литературе жанре – поучениях.
5. Физкультминутка.
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
6. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы, заданные в начале урока.
Домашняя работа
§9, подготовиться к диктанту




Комментариев нет:

Отправить комментарий