вторник, 22 января 2019 г.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 7 классе. Буду рад вашей профессиональной критике!
Тип урока: комплексного применения знаний и умений (урок изучения нового материала и закрепления знаний).
Цель урока:
- познакомить учащихся с началом правления Ивана IV, с причинами, основными направлениями и результатами реформ Избранной рады.
Задачи урока:
- обучающие: способствовать формированию у учащихся представления о личности первого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства, выяснить содержание и значение реформ Избранной рады .
- развивающая: продолжить развивать у учащихся умение работать и анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.
- воспитательная: формирование уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины, чувства коллективизма, товарищества.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
суть и характер реформ Ивана IV
органы управления государством во второй половине XV в.
Учащиеся должны понимать, что такое:
централизованное государство
Земский собор
Избранная Рада
стрелецкое войско
Судебник
Учащиеся должны уметь:
умения передавать содержание текста в сжатом виде
проводить информационно-смысловый анализ текста
формулировать выводы
Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой.
Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.
Средства обучения: учебник, исторические источники, ПК, проектор, презентация, тест №5, 6 по истории России ч.1. С.Е.Воробьева.
Используемые технологии: проблемное обучение, мозговой штурм, технология развития критического мышления.
Основные понятия и термины: венчание на царство, боярское правление, Избранная рада, Земский собор, приказы, Стоглав, стрельцы,
Основные даты: 1533-1584 гг. - правление Ивана IV, 1538 г.- смерть Елены Глинской,
1547 г - венчание Ивана IV на царство, восстание в Москве
1549 г.-Земский Собор, 1550 г. - принятие Судебника, 1551 г.- церковный собор
Персоналии: Елена Глинская, Иван IV, митрополит Макарий, А.Ф.Адашев, священник Сильвестр, М.И. Воротынский, А.М. Курбский, И.В. Шереметев, И.М. Висковатый.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся.
2. Актуализация опорных знаний
В качестве повторения учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какие отношения складывались у России и юго-восточных соседей?
- Ответы учащихся.
- В чем отличался титул императора и царя?
- Ответы учащихся.
- Как складывались отношения у России с Литвой и Балтийскими странами?
- Ответы учащихся.
3. Изложение нового материала
3.1 Боярское правление. Елена Глинская.
- В декабре 1533 года умер Василий III. Перед смертью он успел назначить опекунский совет при малолетнем сыне Иване. Бояре возвели на престол трехлетнего сына Ивана IV. Опекунский совет должен был работать до достижения Ивана 15 лет, когда он сможет править самостоятельно. Борьба за власть развернулась между боярами – Шуйскими, Бельскими и Глинскими. Власть захватила вдова Ивана IV, Елена Глинская. Она правила менее 5 лет и провела важные реформы: денежную, установила единую систему весов и мер.
Учащиеся записывают (1534 г. – начало русско-литовской войны; 1537 г. – русско-литовское перемирие).
3.2 Личность Ивана IV
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Как современники описывают образование Ивана IV?
- Ответы учащихся.
- Чем увлекался Иван IV?
3.3 Венчание на царство
1547 г. – венчание на царство Ивана IV/
3.4 Московское восстание 1547 года
- Борьба за власть, пожар, взяточничество и беззаконие привело к восстанию в Москве против Глинских. 26 июня 1547 года жители потребовали Глинских на расправу, перебили их слуг. Появилась необходимость реформ, укрепляющих центральную власть.
3.5 Избранная рада
Учащимся предлагается ознакомиться с текстом и ответить на вопросы:
- Кто входил в состав Избранной рады?
- Ответы учащихся.
- Зачем царю нужна была Избранная рада?
- Ответы учащихся.
3.6 Укрепление центральной власти
Учащиеся записывают (1549 г. – Земский собор (собрание всех сословий для обсуждения реформ).
1550 г. – издание Судебника Земским собором. Судебник увеличил размер пожилого, ужесточил наказание для разбойников и взяточников. Боярская дума – высший законодательный орган при царе; сформирована система центральных органов при царе.
1551 г. – церковный собор. Был принят Стоглав, который привел к единообразию церковные обряды, признал всех местных святых общерусскими, разработал правила поведения для духовенства).
Вопрос учащимся:
- Как вы думаете, к чему привели эти реформы?
- Ответы учащихся.
3.7 Военная реформа
1550 г. – военная реформа ограничила местничество, создала избранную тысячу, подчинявшуюся непосредственно царю, учреждены стрелецкие полки.
1556 г. – Уложение о службе определило нормы обязательной службы в царском войске для всех землевладельцев. Уложение уравнивало в правах бояр и дворян так, как обязало всех нести воинскую повинность.
Вопрос к учащимся:
- К чему привела военная реформа?
- Ответы учащихся.
3.8 Реформа местного управления и налогообложения
1556 г. – реформа местного управления.
1. Упразднено кормление.
2. Учреждены должности губных старост. Старост выбирали землевладельцы из своей среды
3. Земские старосты выбирались в городских общинах и в среде лично свободных крестьян.
4. В городах выбирались городовые приказчики.
5. Установления единица налогообложения (соха) и размер взимаемых повинностей (тягло).
4. Физкультминутка
Раз - подняться на носки и улыбнуться,
Два - руки вверх и потянуться,
Три - согнуться, разогнуться,
Четыре - снова всё начать,
Пять - поглубже всем вздохнуть,
Шесть - на пояс руки ставим,
Семь - повороты туловища начинаем,
Восемь - столько раз приседаем,
Девять - потягиваемся и отдыхаем,
Десять - урок наш продолжаем.
5. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какие цели преследовали реформы в России в середине XVI века?
- Какой путь развития России намечали реформы?
Домашнее задание
§ 6

Комментариев нет:

Отправить комментарий