вторник, 22 января 2019 г.

Первые известия о Руси

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе.




Тема: Первые известия о Руси
Цель урока: Выявить причины и факторы возникновения русской государственности. Разобрать различные точки зрения на возникновение государственности в Восточной Руси. На основе знакомства с различными источниками и теориями возникновения государства, построить логическую схему формирования Древнерусского государства.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны; высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из Варяг в Греки»; Описывать занятия, облик руссов. Анализ информации содержащейся в летописях.
Метапредметные УУД: Анализируя текстовую и графическую информацию различных источников, критически оценивать её достоверность. фиксировать результат. Определять понятия, устанавливать аналогии для достижения поставленных целей учебной деятельности.
Личностные УУД: Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи.
Оборудование: Учебник: «История России» /под ред А.В. Торкунова. Москва «Просвещение» 2016. презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные понятия и термины: Русы; Варяги; Русь; Норманская теория.
Основные даты: 862 г. – легендарное призвание Варягов
Персоналии: Рюрик
План урока
1. Актуализация опорных знаний.
2. Изложение нового материала.
3. Физкультминутка.
4. Рефлексия
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний
Для повторения учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Где располагались самые известные стоянки первобытных людей?
- Что такое неолитическая революция?
- Где и когда на территории современной России возникали первые государства?
2. Изложение нового материала
2.1 Происхождение народа русь
- В IX веке на Востоке Европы появилось государство Русь. Главным историческим источником стала «Повесть временных лет».
Учащиеся записывают (862 год – Рюрик начал править восточнославянскими племенами, основал династию Рюриковичей).
Первым точно датированным источником о Руси считается сообщение хроник монастырей Франкской империи. Народ рос пришел ко двору и просил подданства у Людовика Благочестивого, сына Карла Великого. Многие историки предполагают, что слово «русь» скандинавского происхождения. Согласно этой версии, восточные славяне заимствовали слово «русь» у финнов.
Далее учащимся предлагается записать (Слайд 3).
2.2 О чем говорит археология
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы (Слайд 6):
• Когда в землях восточных славян появляются поселения пришельцев из-за моря?
• Где располагались эти поселения?
• Когда и где появился Новгород?
• К какому выводу пришли многие археологи?
• Каковы были главные занятия норманнов?
2.3 Споры норманистов и антиноманистов
Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу (Слайд
Норманисты
Норманисты Антинорманисты
Сторонники теории
Г. Байер, Г. Миллер М.В. Ломоносов
Название «Русь» Русь – норманны (шведы) Русь – это славянский, нескандинавский народ
Основные положения
Без приглашения норманнов славяне не смогли создать свое государство Славяне сами создали свое государство и культуру
Ф. Физкультминутка
Я иду, и ты идешь –
Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь –
Раз, два, три.
Мы идем и поем —
Раз, два, три.
Очень дружно мы живем –
Раз, два, три.
(Дети шагают под счет учителя.)
4. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры историков?
- Ответы учащихся.
Домашнее задание
§ 4

Комментариев нет:

Отправить комментарий