воскресенье, 27 января 2019 г.

Становление Древнерусского государства

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе. Буду рад Вашей профессиональной критике.


Тип урока: комбинированный
Цель урока: - сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян;
- раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных славян;
- сформировать представление о закономерности образования государства.
Оборудование. Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания. Карта «Расселение славян и их соседей в VI—IX вв.».
План урока.
I. Мотивация.
II. Актуализация знаний.
III. Построение нового знания.
1) Образование государства.
2) Захват Киева и путь «из варяг в греки».
3) Олег и Игорь — первые князья Древнерусского государства.
4) Борьба с древлянами и реформы Ольги.
5) Походы Святослава.
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
Основные понятия и даты: Государство. Князь. Дружина. Дань. Полюдье. Реформа. Уроки. Погосты.
860 г. — первый большой поход русов на Константинополь.
882 г. — объединение Новгорода и Киева князем Олегом.
Образование Древнерусского государства.
907 г. — поход князя Олега на Константинополь.
911 г. — договор Руси с Византией.
912—945 гг. — правление князя Игоря в Киеве.
941 г. — поход князя Игоря на Константинополь.
944 г. — договор Руси с Византией.
945—964 гг. — правление княгини Ольги в Киеве.
964—972 гг. — правление князя Святослава в Киеве.
Персоналии: Рюриковичи, Олег, Игорь, Ольга, Святослав
Планируемые результаты.
Предметные:
1. научить: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
2. овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования свидетельств древних летописцев; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы;
3. применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
4. устанавливать причины активной внешней политики первых русских князей.
Метапредметные УУД:
-коммуникативные: 1.организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
2.работать индивидуально и в группе;
3.формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-регулятивные: 1.формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности;
2. составлять план действий;
3.соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности;
4.оценивать правильность решения учебной задачи.
- познавательные: давать определения понятий; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
5. применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач;
6. решать творческие задачи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения.
Личностные УУД:
1. формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию;
2. расширять опыт оценочной деятельности;
3. осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Ход урока
I. Мотивация
Учитель приветствует учащихся.
II. Актуализация знаний.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Откуда произошел народ русь?
- О чем говорит археология?
- Почему спорили норманисты и антиноманисты?
- Сегодня мы свами узнаем, как начало складываться Древнерусское государство. Учащиеся записывают тему «Становление Древнерусского государства»
III. Построение нового знания.
1. Образование государства
Учащимся предлагается записать (Государство – объединение людей, живущих на одной территории и признающих высший авторитет центральной власти).
- Развитие экономики, социальное расслоение неизбежно ведут к возникновению государства. Народ русь, включающий в себя все больше восточнославянских племен в IX – X вв. стал называть своих правителей словом князь. За эту дань князь обеспечивал защиту и порядок на определенной территории, был судьей. Ему помогала дружина.
Учащимся предлагается записать (Дружина – помощники князя) (Слайд 4, 5)
2. Захват Киева и путь «из варяг в греки»
- В начале X века у большинства восточнославянских племен были свои князья, которые вели постоянную борьбу между собой. Все большее значение стала приобретать династия Рюриковичей, первоначально утвердившейся в Новгороде, затем приемники завоевали Киев – земли полян.
Далее учащиеся записывают (879 г. – завоевание Олегом Киева; 882 г. – объединение Олегом Новгорода и Киева)
- Киев был важным торговым пунктом пути «из варяг в греки» (Слайд 6).
3. Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства
- Основными направлениями деятельности первых русских князей было объединение восточнославянских племен, завоевание торговых путей и защита от кочевников. (Слайд 7). Отношения с греками были ключевыми для руссов. Отношения с Византией не всегда складывались мирно. Константинополь (Царьград) был желанной добычей. Первый военный поход на Царьград был организован в 860 году Аскольдом и Диром. Характеризуя любою историческую личность, важно учитывать исторические аспекты. (Слайд 9)
Далее учащимся предлагается ознакомится с текстом и совместно с учителем составляют схемы (Слайд 10, 11).
4. Борьба с древлянами и реформа княгини Ольги (Слайд 12)
- Подчинение восточнославянских племен шло медленно и часто сопровождалось кровавой борьбой. Одним из эпизодов этой борьбы стала гибель князя Игоря в 945 году. Игорь собирал дань у древлян. Сбор дани растягивался во времени и был весьма обременительным для населения. Сбор дани осуществлялся в ходе полюдья – сбора дани с дружиной. После смерти Игоря править государством стала княгиня Ольга при малолетнем сыне Святославе. Княгиня Ольга не только подчинила древлян, но и провела реформы. Она учредила уроки – норма сбора дани; погост – место сбора дани. Княгиня Ольга одной первых приняла православие. Ее крестным отцом стал император Константин Багрянородный.
5. Походы Святослава (Слайд 13)
С того момента, как Святослав стал князем, большую часть своего правления он провел в военных походах. Святослав завоевал вятичей, Хазарский каганат, Волжскую Булгарию, Дунайскую Болгарию. Святослав хотел перенести столицу из Киева в Дунайскую Болгарию. В 971 году византийский император Иоанн Цимихский отвоевал Дунайскую Болгарию. Святослав был убит по пути в Киев печенегами.
IV. Рефлексия (Слайд 14)
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Что было общего в деятельности первых русских князей?
- Чем отличалось правление Святослава от деятельность других князей?
Учащиеся на последних страницах отмечают даты правления первых русских князей.
V. Домашнее задание.
§ 5

Комментариев нет:

Отправить комментарий