суббота, 26 января 2019 г.

Внеклассные уроки в казачьем классе (на примере Истории кубанского казачества)

Добрый день! 25 января 2019 состоялся семинар "Совершенствование компетенций учителей кубановедения и казачьих классов в ОО г. Краснодара", который прошел в МБОУ СОШ № 24.
Предлагаю Вашему вниманию свой доклад "Внеклассные уроки в казачьем классе
(на примере Истории кубанского казачества)". Буду рад Вашей профессиональной критике.
Современный уровень развития информационных технологий требует от человека способности постоянно учиться, приобретать новые специальности. Это требует работы с большими объемами разной информации, ее систематизации и практического использования полученных знаний. На уроках не всегда удается показать учащимся практическое применение полученных знаний. Расширить кругозор учащихся, выйти за рамки школьного курса возможно на внеурочных занятиях. В казачьих классах предусмотрены дисциплины внеклассных занятий.
Цель статьи – сопоставить внеклассное мероприятие (история кубанского казачества) с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность исследования вызвана возрождением казачьей культуры на региональном уровне. Поставленная цель определила задачу сопоставления программы курса «История кубанского казачества» с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно исторических социокультурных условиях.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла». Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.
Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.
В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
В 90-е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Сегодня, на новом этапе развития России, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать: преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционными источниками нравственности являются: многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
нравственного примера педагога;
социально-педагогического партнёрства;
индивидуально-личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Вместе с тем, школьные программы внеучебных занятий дисциплин включают в себя элементы духовно-нравственного воспитания.
Цели предмета – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.
Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования: воспитание гражданственности и любви к Родине; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; формирование мировоззренческой, нравственной культуры.
Поэтому задачами программы являются: формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества; изучение бытовых и духовных традиций казаков, совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества; укрепление связей с казачьей семьёй в профилактике социального поведения детей и подростков.
История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные её аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем, интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Богатая культура российского казачества, в том числе казачества кубанского, представляет интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания.
Связь обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.
В условиях благоприятного развития нашего Кубанского края изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодёжи Кубани: именно на здоровых традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Курс призван способствовать формированию у детей чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.
Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. С этой же целью в содержание предмета введены сквозные герои, обсуждение учебных тем, проблемных вопросов помогают ребёнку сориентироваться при выполнении заданий, в доступной форме получить сложную для понимания информацию.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты развитой личности.
• Православная культура как основа духовных ценностей казака.
Представленное сопоставление говорит о соответствии курса «История кубанского казачества» с требованиями, предъявляемыми Концепцией духовно-нравственного воспитания личности и гражданина России. Большое внимание курс направлен на изучение внешней атрибутики казачества, структуре современного кубанского казачества. При этом мало внимания уделяется экономической культуре кубанского казачества, которая не предполагал расточительство и потребление в долг. Внеклассную дисциплину можно было бы улучшить, уделив внимание экономической культуре кубанского казачества. В время господства культуры потребления такое улучшение было бы полезно школьникам с шестого класса.
Литература
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Просвещение, 2009 - 24 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий