среда, 23 января 2019 г.

Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по кубановедению в 6 классе.
Цель урока: изучить тему, рассмотреть завоевание части Кубанских земель монголо-татарами и поход Тимура не Кубань.
Задачи урока:
1. Выяснить причины, ход, итоги монгольского нашествия на Кубань.
2. Продолжить развивать навыки работы с исторической картой и историческим источником.
3. Способствовать развитию аналитического мышления, расширению кругозора учащихся своем родном крае.
4. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей малой родине.
Вид урока: комбинированный.
Основные понятия:
Золотая Орда – государство монголо-татар.
Курултай – съезд монгольской знати.
Улус – административная единица монгольского государства.
Экстенсивное скотоводство – развивающееся за счет увеличения поголовья скота.
Монгольские ханы: Чингисхан, Батый.
Тимур (Тамерлан) – среднеазиатский правитель.
31 мая 1223год – битва на Калке.
Учебное оборудование:
1. Учебник Кубановедение: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/ Б.А.Трехбратов, И.А.Терская, К.П.Казарян и др. – Краснодар,2009.
2. Атлас История Кубани.
3. Компьютер, мультимедийный экран, презентация по теме.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Актуализация опорных знаний
В целях повторения учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Почему Тмутаракань получила в летописи статус «Земля незнаемая»?
- Ответы учащихся.
3. Изложение нового материала
3.1 Рождение империи Чингисхана
- В начале XII века в Центральной Азии образовалось Монгольское государство, сыгравшее решающую роль в истории Евразии XIII – XV вв. Во главе его стал Темучин (около 1155 – 1227 гг.). (Слайд 2,3)
Далее учащимся предлагается записать (1206 г. – избрание Темучина великим ханом Монголии. Курултай – съезд монгольской знати).
- Основную ударную силу монголов составляла конница, обладавшая большой подвижностью. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, аркан, саблю или кривой меч. Лошадь покрывали шкурами для защиты от оружия противника. Самого воина защищали щит, железный или медный шлем, панцирь из железа или кожи. (Слайд 4)
3.2 Завоевания монголов
Учащимся предлагается прочитать текст, выполнить задание (Слайд 5) и ответить на вопрос:
- Что помогало монгольским завоеваниям?
- Ответы учащихся.
3.3 Походы Джебе и Субедея на Северный Кавказ и в Причерноморье
- Основные силы монгольской армии вернулись в Среднюю Азию. Лучшие полкаводцы Джебе и Субедей отправились в дальний поход – через Иран и Закавказье на запад, разбили объединенные силы Грузии и Армении, вышли в степи Северного Кавказа. Монголы обманом разделили союз половцев и алан, завоевали их. Часть половцев бежали и попросили помощи у русских князей.
- Русские князья заключили союз с половцами и в сражении на р. Калке в 1223 году потерпели поражение от монголов. (Слайд 6)
3.3 Народы Северного Кавказа в борьбе с завоевателями
- Очередной поход возглавил хан Батый. Первыми были завоеваны булгары.
Далее учащимся предлагается записать (1237 г. – завоевание степей Дона и правобережной Волги). (Слайд 7)
- По сведениям итальянского путешественника Плано Карпини ордынцам не удалось завоевать гору в Алании, которую осаждали 12 лет.
Далее учащиеся записывают последствия ордынского завоевания. (Слайд 8)
4. Физкультминутка
Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
5. Рефлексия
Учащимся предлагается закончить фразы:
- На уроке я узнал(а)…
Домашнее задание
§ 16

Комментариев нет:

Отправить комментарий