воскресенье, 9 декабря 2018 г.

Наездничество в жизни черкесов

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по кубановедению в 7 классе.
ЦЕЛЬ УРОКА: Ознакомить учащихся с особенностями военного искусства черкесов и адыгов, ролью наездничества в жизни адыгов.





ЗАДАЧИ:
1. обучающая: знакомство с обычаями и обрядами народов, проживающих на территории Кубани;
2. ) воспитательная: воспитание уважения друг к другу, через этнические, нравственные ценности других народов;
3. развивающая: формирование национального самосознания учащихся;
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник.
План урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Мотивационно-целевой этап.
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление пройденного материала.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Что такое аталычество?
(Ответы учащихся)
- Что такое кровная месть?
(Ответы учащихся)
2. Мотивационно-целевой этап.
- Сегодня мы узнаем, какое место в жизни черкесов занимало наездничество. Как и многих народов, постоянно ведущих войны, наездничество в жизни черкесов было важным.
3. Изложение нового материала
3.1 Система набегов
- Единственное занятие для привилегированной части адыгского общества было наездничество и военное дело. Военные успехи были мерилом достоинства воина. Юношей с детства обучали военному мастерству. Большим уважением среди людей пользовался седовласый воин, а не богатый молодой человек.
Далее учащиеся записывают (У адыгов рано сформировалась система набегов).
- В нартском эпосе повествуется о богатыре Чэчане, который большую часть своей жизни провел в странствиях. Его сын в подарок от друзей Чэчана получает доспехи. Чэчаныко, как и его отец совершает военные набеги. Бывало, он год не появлялся дома).
Далее учащиеся делают запись (Быт черкесов быт военизирован: все мужское население участвовало в походах. Причиной этому была политическая нестабильность, постоянная внешняя угроза. Это вынуждало племена принимать меры к самосохранению).
- Адыгский просветитель Хан-Гирей в «Записках о Черкессии» писал, что, то семейство, в котором ни один член семьи не был убит или ранен при защите Родины, не пользовалось уважением. А.А. Бестужев-Марлинский замечал, что наездничество горцев применяется более для грабежа, чем для «защиты красавиц от чародеев».
3.2 Песня в жизни черкесского воина.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом и отвечают на вопросы:
- Что прославлял черкесский фольклор?
(Ответы учащихся)
- В чью честь писали песни черкесы?
(Ответы учащихся)
- Как в знатном ребенке воспитывали будущего воина?
(Ответы учащихся)
- Какое значение для наездников имела песня?
(Ответы учащихся)
- Как фольклор помогал воспитывать учащихся?
(Ответы учащихся)
4. Физкультминутка.
Учащимся предлагается сидя взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа, хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой рукой – кончик носа.
5. Закрепление изученного материала.
- Учащиеся делают запись в тетради (Фольклор отразил военизированный образ жизни черкесского народа).

Комментариев нет:

Отправить комментарий