пятница, 30 ноября 2018 г.

Проникновение восточнославянских дружин в Прикубанье

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по кубановедению в 6 классе.
ЦЕЛЬ: сформировать представление учащихся о развитии христианства на Северном Кавказе
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
Усвоение понятий: францисканцы.
2. Развивающие:
Умение критического мышления обучающихся.
Умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
Умений анализировать, сравнивать, обобщать.
Умение применять новые знания.
Развитие творческих, речевых способностей учащихся.
Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
Развитие умения формулировать проблему.
Развитие умения групповой и парной работы.
3. Воспитательные:
Уважение к истории своего народа.
Воспитание уважение к противоположному мнению.
Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Воспитание интереса к предмету, к учению.
Необходимое оборудование для учителя: мультимедийная презентация.
Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями.
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД): развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Вид урока: ознакомления с новым материалом
Форма: беседа
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация.
План урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Мотивационно-целевой этап.
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Где располагался Хазарский каганат?
(Ответы учащихся)
- Как там менялась государственная религия?
(Ответы учащихся)
- В чем причины распада Хазарского каганата?
(Ответы учащихся)
2. Мотивационно-целевой этап
Сегодня мы узнаем о дальнейшем проникновении славян в Прикубанье и попытаемся дать ответ на вопрос: «В чем причины и каковы последствия завоевания Прикубань восточнославянскими племенами?».
3. Изложение нового материала.
3.1 Учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с текстом и выполнить задание (Слайд 2). Далее учащиеся показывают на карте расположение этих стран (Слайд 3).
3.2 Восточные походы киевских дружин в первой половине X века.
- Молодому русскому государству необходима была внешняя торговля для экономического развития. Первым русским князьям пришлось их расчищать военным способом. Самый важный торговый путь для развития Руси назывался «Из варяг в греки» (Слайд 4). Первые древнерусские князья заботились о расширении внешней торговли. Далее учащиеся делают запись (913 год – поход варяго-славянских дружин к берегам Каспийского моря). Учащимся демонстрируется русская ладья (Слайд 6).
- Овладев Тмутараканью, Игорь договорился с Хазарами о том, что они пропустят его дружину чрез его территорию. Взамен они потребовали возврата Тмутаракани и половины награбленного.
Далее учащиеся, работая с текстом учебника, заполняю схему (Слайд 7) и показывают на карте маршрут князя Игоря (Слайд 8).
- На обратном пути дружина Игоря отдала половину награбленного, как и было условлено, но хазарская гвардия атаковала дружину Игоря. Только убитыми Игоря потерял до 30 тыс. человек. Остатки дружины вернулись домой с вестью о неудачном походе. Сохранились сведения о втором походе руссов в прикаспийские страны в ходе которого им удалось завоевать город Бердаа (Слайд 9).
3.3 Победы князя Святослава
- Святослав продолжил «расчищать» торговые пути по Волге, Дону, Черному и Азовскому морям. Ему удалось завоевать главного конкурента Руси в торговле Хазарский каганат. Тмутаракань была превращена в военно-торговую факторию, где располагался русский гарнизон.
Далее учащиеся знакомятся с историческим документом на стр. 66 – 67 учебника и выполняют задание (Слайд 10).
4. Физкультминутка.
Учащимся предлагается сидя взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа, хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой рукой – кончик носа.
5. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- В чем причины и последствия военных походов на прикаспийские страны первых русских князей?
(Ответы учащихся)
Литература
Кубановедение: Учеб. для 6 класса. общеобразоват. учреждений / Б.А. Трехбратов, И.А. Терская, К.П. Казарян и др. – Краснодар: Перспективы образования, 2009. – 136 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий