четверг, 29 ноября 2018 г.

Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции

Добрый день, уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 7 классе.
Тип: урок изучения нового материала
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Методы проведения урока: проблемный, частично-поисковый.
Время проведения: 1 академический час (45 минут)
Цели урока:
· выяснить основные причины Великой французской революции, задачи, характер революции;
· изучить события, связанные с началом революции;
· совершенствовать навыки работы с историческими источниками;
· развивать умение анализировать материал, делать логические выводы.
· устанавливать причинно-следственные связи
Материалы и оборудование: Учебник под редакцией А.Я.Юдовской для 7 класса мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

План урока
1. Проверка домашнего задания
2. Мотивационно-целевой этап
3. Изложение нового материала
4. Физкультминутка
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Как организовано государственное устройство в США?
- В чем состояла необходимость принятия Конституция?
- Как развивались военные действия в 1776 – 1777 гг.?
- Какая идеология объединила американцев?
2. Мотивационно-целевой этап
Череда революций во Франции повлияла не только на судьбу Франции, но и ход истории в других странах Европы. Сегодня мы узнаем, почему?
3. Изложение нового материала
3.1 Подъем в промышленности. Торговля
- Противоречия в политической и экономической жизни состояли в том, что во Франции развивались капиталистические отношения, а жизнь целиком определяло сельское хозяйство, где господствовали феодальные отношения. В середине XVIII века во Франции процветали мануфактуры, развивалась текстильная и хлопчатобумажная промышленность. Развивалась торговля. Франция владела колониями и обширными торговыми путями. Развитию внешней торговли мешало мешали таможенные пошлины между провинциями, отсутствие единой системы мер и весов.
3.2 Сословия во Франции
- Во Франции сохранялись три сословия: первое – духовенство, второе – дворянство, третьи – все остальные слои населения.
- Первое и второе сословие считались привилегированными и не платили налогов. Вместе они составляли около 4 % населения. На высшие церковные должности назначались исключительно дворяне. На офицерские должности также назначались дворяне.
- Развитие капитализма затронуло и дворян. Часто они размещали вклады в мануфактурах, участвовали в морской торговле. Многие дворяне считали, что их права ущемлены: они требовали возврата свои привилегий. Самой многочисленной группой третьего сословия было крестьянство.
3.3 Самые бедные и самые многочисленные
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
- Какими правами обладали крестьяне и сеньоры?
(Ответы учащихся)
- Что было причиной подъема в сельском хозяйстве?
(Ответы учащихся)
- Что мешало крестьянам обогащаться?
(Ответы учащихся)
- Чего хотели крестьяне и буржуазия?
(Ответы учащихся)
3.4 Кризис системы абсолютизма
- В XVIII веке монархия во Франции была абсолютной.
- Экономическое положение Франции ухудшалось из-за итогов Семилетней войны. Несмотря на тяжелое послевоенное экономическое положение Людовик XV продолжал жить по принципу «После нас хоть потоп». Богатели приближенные короля в то время, как большая часть населения, платившая налоги, беднела. Абсолютизм пришел к своему кризису.
3.5 Гроза надвигается
- После смерти Людовика XV королем становится Людовик XVI. Он мало интересуется делами государства, его жена организует придворные развлечения.
- Старый порядок не устраивал крестьяне, буржуазию, полуголодные низы. Крестьяне хотели землю в собственность, буржуазия прав на управление государством. Среди них распространялась идеология Просвещения Монархия утратила свой авторитет.
- Для решения всех проблем необходимы были реформы. Их начал проводить министр финансов Жак Тюрго.
Далее учащиеся делают запись (Жак Тюрго был сторонником свободной конкуренции, главную проблему видел в ограничении хозяйственной деятельности).
- В 1774 году был неурожай. Это привело к голодным бунтам. Тюрго был отправлен в отставку. Попытка реформ провалилась. Неурожайный год, засуха привели к еще большему голоду и недовольству.
3.6 От Генеральных штатов к Учредительному собранию
- Во время выборов депутатов в Генеральные штаты граждане получили право давать депутатам письменные наказы.
Далее учащиеся делают запись (5 мая 1789 г. – заседание Генеральных штатов в Версальском дворце)
- 17 июня депутаты от третьего сословия объявили себя Национальным собранием, постановления которого не может отменить даже сам король.
Далее учащиеся делают запись в тетради (9 июля 1789 г. – Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием, т.е. утверждающий новый государственный строй.
- Большинство людей надеялись, что революция возможна без кровопролития. Ведь век Просвещения верил в силу человеческого разума.
3.7 Падение Бастилии – начало революции
- Королевский двор начал стягивать войска к Парижу, все министры, сочувствующие Учредительному собранию, были отправлены в отставку. Ораторы призывали граждан взяться за оружие. Ночью по городу ходили вооруженные люди. По городу ходил слух, что войска сосредоточились в Бастилии.
Далее учащиеся делают запись в тетради (14 июля 1789 г. – захват Бастилии, начало террора простонародья).
- Людовик решил уступить восставшим и установил законность Учредительного собрания.
- Людовик прибыл в Париж с кокардой, символом революции. Ему был оказан торжественный прием.
3.8 Отречение от прошлого
- После взятия Бастилии королевских чиновников отстраняли от управления. Власть переходила в руки третьего сословия. В Париже из числа самостоятельных граждан формировалась Национальная гвардия, которую возглавил Жильбер де Лафаейт. Спокойнее во Франции не стало: крестьяне захватывали продовольствие, отказывались платить сеньоральные повинности. Учредительное собрание приняло ряд декретов, отменявших второстепенные сеньоральные повинности, основные – они должны были выкупать. На деле возможности такой они не имели?
4. Физкультминутка
Учащимся предлагается сидя взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа, хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой рукой – кончик носа.
5. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос, приведя три положения:
- Что стало причинами революции во Франции?
(Ответы учащихся)

Комментариев нет:

Отправить комментарий