четверг, 29 ноября 2018 г.

Древние люд и их стоянки на территории современной России

Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе.
Цели и задачи: познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя; определить степень влияния природно-климатических условий на образ жизни народов; познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменениями климатических условий.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок не территории современной России; определять исторические процессы, события во времени; устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; осознавать закономерность развития человеческого общества с древности; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
План урока
1. Проверка домашнего задания
2. Мотивационно-целевой этап
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания в форме фронтального опроса
- Зачем нам нужно изучать историю?
- Какие науки помогают изучать историю?
- Какие языковые семьи представлены в нашей стране?
2. Мотивационно-целевой этап
Историк М.П. Погодин утверждал, что сначала человек и природа были связаны между собой неразрывными связями, и, когда человек становится более образованным, он становится ее властелином.
Сегодня на уроке мы опровергнем или подтвердим этот тезис.
3. Введение в новый материал
3.1 Появление людей на территории современной России.
- Возраст находок, свидетельствующих о появлении первых людей в России, насчитывает от 500 тыс. до 1 млн. лет. в центральном Дагестане и на Таманском полуострове.
Дети записывают в тетради (Древние люди ничего не выращивали и не присваивали: занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. Такой тип хозяйства называется присваивающим).
- Древние люди делали оружие и орудие труда из камня, дерева, кости. Древнейший период существования человека называют каменным веком, который делится на палеолит, мезолит и неолит. Люди объединялись в небольшие группы и были равны между собой.
3.2 Древнейшие стоянки на территории современной России.
Класс делится на 3 группы, получает дополнительный материал, после прочтения текста каждая группа делает сообщение по следующему плану:
1. Место расположения стоянки.
2. Возраст стоянки.
3. Предметы быта древних людей.
4. Оружие и орудия труда древнего человека.
Приложения
Первобытная стоянка Костенки
Возраст стоянки в районе деревни Костенки под Воронежем оценивается в 35 – 45 тыс. лет. Первые серьезные исследования этого поселения были проведены И. Поляковым во второй половине XIX века. Ему удалось найти кремниевые орудия труда, наконечники копий.
Появление этой стоянки говорит о том, что современный человек появился в верхнем течении Дона намного раньше, чем в Европе. Фигуры людей, найденные в пещере, говорят о том, что древним людям были не чужды ремесла и художественная культура.
К нашему времени на территории заповедника Костенки было найдено множество свидетельств того, что во времена палеолита здесь жили люди, умеющие строить железные сооружения, изготовлявшие орудия из костей и камня. Они обладали развитым искусством – нигде раньше не находили такие украшения со сложным орнаментом, подвески и совершенные статуэтки из бивня мамонта. Найдены эти изделия были под слоем вулканического пепла, что позволяет предположить, что они были изготовлены более 40 тыс. лет назад.
Стоянка Сунгирь
Сунгирь – это одна из 3-х известных ученым верхнепалеолитических стоянок Владимирской области. Поселение Сунгирь расположено на восточной окраине Владимира, недалеко от устья одноименного ручья, впадающего в реку Клязьма. Это одно из самых северных палеолитических поселений Русской равнины.
Стоянку обнаружили случайно, при разработке нового карьера в 1955 году.
За время раскопок вскрыто более 4,5 тыс. м² культурного слоя, что равно половине предполагаемой площади. Возраст стоянки составляет примерно 24-25 тыс. лет, хотя ряд ученых отодвигают его до 36 тыс. лет.
Коллекция находок, обнаруженных в ходе археологических раскопок, превышает 65 тыс. предметов. В их число входят:
· инструменты для изготовления орудий труда (кремневые отбойники, отщепы и нуклеусы);
· орудия труда (ножи, резцы, скребки, скребла, проколки и пр.);
· оружие (кремневые наконечники дротиков, копья, «жезлы»);
· изделия из рога, кости и бивней мамонта (украшения, мотыжки, фигурки животных).
Мировую славу стоянке Сунгирь принесли уникальные погребения. Захоронения отличает богатство погребального инвентаря и сложность ритуала.
Археологи определили, что люди верхнего палеолита, обитающие на территории поселения Сунгирь, занимались охотой и собирательством. Принято считать, что люди верхнего палеолита жили преимущественно в пещерах. Тем не менее, в ходе раскопок Сунгиря были обнаружены шалашевидные жилища 10-15 м в длину. Их стены были деревянными, а кровлей служили шкуры животных. Каждое жилище было оснащено очагом. Для изготовления украшений сунгирцы применяли гравировку, резьбу, сверление, окрашивание и полировку.
3.3 Зарождение родового строя
- Начавшийся 80 тыс. лет назад ледниковый период привел к похолоданию, вымиранию теплолюбивых животных и растений. Главным занятием человека оставалась охота. Спасаясь от холода, люди научились добывать огонь, а затем обжаривать мясо. Усовершенствовалась техника обработки камня, появились более совершенные орудия труда и оружие, люди научились обрабатывать шкуру животных и шить одежду. Формировалось разделение труда появились мужские и женские занятия.
Дети делают запись в тетради (Необходимость согласовывать свои действия привели к тому, то появился род, или родовая община, включавшая кровных родственников. Несколько живущих по соседству общин составляли племя. Племена существовали в эпоху первобытнообщинного строя, при котором все члены общины имеют равные права, и вся добыча делится поровну).
3.4 Совершенствование орудий труда
- Ледниковый период закончился 12 – 14 тыс. лет назад и установился климат, близкий к современному.
Дети делают запись в тетради (Потепление привело к вымиранию крупных животных. Основным занятием человека стало рыболовство и собирательство).
- Изменился характер охоты, люди научились устраивать засады, усовершенствовали оружие и орудия труда. Появились новые средства передвижения: лыжи, сани, лодки, - которые позволили расселиться до берегов Балтийского моря и Северного Ледовитого океана.
4. Физкультминутка
Учащимся предлагается сидя взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа, хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой рукой – кончик носа.
5. Подведение итогов. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Когда и где появились первые люди в России?
(От 500 тыс. до 1 млн. лет назад)
- Какое хозяйство называется присваивающим?
(Хозяйство, при котором люди нечего не производят)
- Покажите на карте стоянки древних людей.
(Дети показываю стоянки на географической карте)
- Перечислите признаки родоплеменного строя.
(Равенство всех членов, вся добыча делится поровну)
- Какие средства передвижения появились с потеплением климата?
(Появились лыжи, сани)
Вспомним высказывание М.П. Погодина, приведенное в начале урока
- Можем ли мы согласиться с его тезисом?
(Ответы учеников)
Подводя итоги нашей работы, закончите следующие фразы:
- На уроке я узнал (а)…
- Мне было (не) интересно…
Литература
1. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 Ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
2. Сорокина Е.Н. поурочные разработки по истории России. 6 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).

Комментариев нет:

Отправить комментарий