Добрый день, уважаемые читатели. Предлагаю вашему вниманию разработку урока по обществознанию для 6 класса.
Цель урока: сформировать понятие «мировоззрение» и определить его роль для личности.
Задачи урока:
1. Определить понятие мировоззрение
2. Определить значение мировоззрения для личности.Планируемые результаты:
Предметные: Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма: фронтальная
Тип урока: усвоение новых знаний
Основное понятие: мировоззрение.
План:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Мотивационно-целевой этап.
Изложение нового материала.
Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания осуществляется в форме фронтального опроса.
Мотивационно-целевой этап
Учащимся предлагается подумать над вопросом: “Как вы относитесь к природе, одноклассникам, обществу?”.
- Ответы учащихся
После учащимся предлагается записать тему урока.
Изложение нового материала
4.1 Определение мировоззрения
Учащимся предлагается записать и выделить ключевые слова в определении.
Под мировоззрением принято понимать целостную систему взглядов на природу, социум и человека, окружающую действительность и место самого человека в этой системе.
Мировоззрение выражается через систему ценностей, через идеалы конкретной личности и определенной социальной группы. Структура мировоззрения многослойна.
Структурные составляющие мировоззрения познания; духовные идеалы; убеждения и принципы; жизненные ценности.
Учащимся предлагается привести пример каждого структурного элемента.
Далее учащиеся слушают учителя и делают схему.
Мировоззрение формируется не единожды и на всю жизнь двумя путями: стихийным; осознанным. Его становление происходит в течение всего времени, пока жива личность. Отчасти это результат воспитания, отчасти – собственный жизненный опыт. Чем старше человек, тем осознаннее его мировоззрение.
4.2 Формы и факторы формирования мировоззрения.
Учащиеся слушают рассказ учителя и заполняют схему.
Принято различать три основные формы:
1) мироощущение – впечатления личности о происходящем в жизни, комплекс его чувств, мыслей, действий и настроений. С него начинается становление мировоззрения. Чувственное осознание отвечает за формирование образов;2) Мировосприятие. Само понятие включает ответ: речь идет о восприятии мира, его видении и отражении через призму субъективных впечатлений и ощущений. Мировосприятие может быть враждебным или дружественным;
3) Миропонимание – образы, сформированные и закрепленные в голове об окружающем мире.
В этой же связи мировоззрение можно классифицировать по эмоциональной окраске, разделив на пессимистичное и оптимистичное.
Далее учащимся предлагается записать
Факторы формирования
1) социальное окружение, в котором находится человек;
2) условия социума, в которые помещена личность;
3) государственный строй.
4.3 Виды мировоззрения
Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу
Мифологическое – суть его мифы и художественное переживание картины мира;
Атеистическое – противоположность религиозному, отрицает Бога как явление, его возможное существование. Также отрицаются любые мистические явления и присутствие потустороннего, паранормального;
Гуманистическое признает ценность любого на планете, в основе его лежит любовь, сострадание к людям и их уважение; Человеконенавистническое – противоположно гуманистическому. Его основа – презрение к окружающему социуму и каждому человеку в отдельности, пропаганда национальной исключительности;
Консервативное, суть которого – недоверие к нововведениям и достижениям социума в пользу устоявшихся традиций; Революционное отстаивает резкие, кардинальные преобразования в социуме.
Единого вида мировоззрения не существует в рамках одной личности. Человек сочетает разные формы в совокупности, однако какой-то один вид занимает лидирующую позицию.
4.4 Уровни мировоззрения
Учащимся предлагается прочитать текст и схематично отобразить его содержание.
Выделяют два уровня:
1) будничное или обыденно-практическое, формирующееся в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, отвечающая за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства;
2) теоретическое или рациональное, формируемое в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.
Далее учащимся предлагается ответить на вопрос:
Зачем человеку мировоззрение?
Роль мировоззрения в жизни человека задать цели и сформировать жизненные ориентиры; продемонстрировать способы познания и методы деятельности; сформировать систему истинных ценностей – жизненных и культурных.
Рефлексия.
Учащимся предлагается написать свой главный вид мировоззрения, охарактеризовать его и объяснить, какое отношение оно предусматривает.
Литература:
https://synergy.ru/edu/ege/ege_2020/obshhestvoznanie/teoreticheskaya_chast/mirovozzrenie_ego_vidyi_i_formyi_ege
Атеистическое – противоположность религиозному, отрицает Бога как явление, его возможное существование. Также отрицаются любые мистические явления и присутствие потустороннего, паранормального;
Гуманистическое признает ценность любого на планете, в основе его лежит любовь, сострадание к людям и их уважение; Человеконенавистническое – противоположно гуманистическому. Его основа – презрение к окружающему социуму и каждому человеку в отдельности, пропаганда национальной исключительности;
Консервативное, суть которого – недоверие к нововведениям и достижениям социума в пользу устоявшихся традиций; Революционное отстаивает резкие, кардинальные преобразования в социуме.
Единого вида мировоззрения не существует в рамках одной личности. Человек сочетает разные формы в совокупности, однако какой-то один вид занимает лидирующую позицию.
4.4 Уровни мировоззрения
Учащимся предлагается прочитать текст и схематично отобразить его содержание.
Выделяют два уровня:
1) будничное или обыденно-практическое, формирующееся в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, отвечающая за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства;
2) теоретическое или рациональное, формируемое в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.
Далее учащимся предлагается ответить на вопрос:
Зачем человеку мировоззрение?
Роль мировоззрения в жизни человека задать цели и сформировать жизненные ориентиры; продемонстрировать способы познания и методы деятельности; сформировать систему истинных ценностей – жизненных и культурных.
Рефлексия.
Учащимся предлагается написать свой главный вид мировоззрения, охарактеризовать его и объяснить, какое отношение оно предусматривает.
Литература:
https://synergy.ru/edu/ege/ege_2020/obshhestvoznanie/teoreticheskaya_chast/mirovozzrenie_ego_vidyi_i_formyi_ege
Комментариев нет:
Отправить комментарий