вторник, 22 октября 2019 г.

Преобразования и революции в странах Восточной Европы

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 10 классе.
Задачи урока:
1. Раскрыть материал темы.
2. Формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой. Развивать умение строить логические связи.
3. Развивать творческое мышление учащихся.
4. Воспитывать интерес и уважение к истории. 
Тип урока: урок нового материала.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь. Карты «Территориально-политические изменения после Первой мировой войны», «Территориально-политические изменения после Второй мировой войны», Политическая карта мира. Документы и иллюстрации к теме. Мультимедийный проектор.
План урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия
Ход урока 
1. Оргмомент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Выделите главные черты развития гражданского общества и социальные проблемы, характерные для периода индустриального развития.
- В чем выражается новая роль гражданских организаций в современном мире?
3. Мотивационно-целевой этап
- Развитие европейских стран в Новейшее время не было одинаковым. Коренные преобразования происходили и в странах Центральной и Восточной Европы.
4. Изложение нового материала
4.1 Общие черты «строительства социализма»
- В 1945-1948 гг. в странах Восточной Европы при помощи Советского Союза у власти утвердились коммунистические партии. Проведенные реформы носили демократический характер. Позднее появилась критика народно-демократических преобразований. Критиковалась насильственный экспорт советской модели социализма. Утвердившись у власти, коммунистические партии взяли курс на строительство социализма, взяв за образец модель Советского Союза. Национализация, коллективизация трактовались как начало социалистических революций. В результате образовался социалистический лагерь: СССР, государства Европы, Азии, а также Кубу. В странах социалистического лагеря были приняты пятилетние планы и командно-административная система. В союзных республиках были созданы мощные заводы. Однако задача создания общества социальной справедливости оказалась нереализованной.
4.2 Кризис коммунистических режимов
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
- В чем причины народных волнений?
- Как протекал конфликт?
- О чем говорили эти выступления?
- Почему «реальный социализм» оказался тупиков?
- Что привело к отказу от «доктрины Брежнева»?
4.3 Революции 1989-1991 гг.
- В 1988 году в Польше прошли забастовки. С лета 1989 года в ГДР прошли забастовки.
8 ноября 1989 г. – падение Берлинской стены.
- В других странах революции привели к уходу коммунистической партии, восстановлению многопартийности, либеральным реформам.
4.4 Реформы в странах Центральной и Восточной Европы
Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу:

Реформа Содержание
«Шоковая терапия» Инфляция, рост, дороговизны, безработица. Главное противоречие – противоречие между завышенными ожиданиями улучшения жизни и реальными проблемами перехода к рыночным отношениям
Аграрный сектор Стремление вернуться к прошлым формам местного самоуправления, слоившимся до появления коммунистических партий. Шел процесс воссоздания общества и освобождения от тоталитаризма. Земля возвращалась в собственность крестьян.
Социальное расслоение Социальная дифференциация
Этнические конфликты 1993 г. распад Чехословакии на Чехию и Словакию. 1992-1995 гг. – этническая война в Боснии. Распалась Югославия.
Внешняя политика Страны ЦВЕ стремились вернуться в состав ЕС. 2004 г. – членами ЕС стал Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва.
2007 г. – членами ЕС стали Болгария и Румыния, в 2013 г. – Хорватия.
5. Рефлексия 
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какие направления социалистических преобразований были главными?
- Как проявлялся кризис коммунистических режимов?
- Какие трудности встали при проведении реформ?

Комментариев нет:

Отправить комментарий