воскресенье, 20 октября 2019 г.

Пути развития общества

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию материал для подготовки к экзаменам.
Миф – сказание народа. Мифология – совокупность мифов.
В Средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Аврелий Авугстин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которого представлен Богом.
В Новое время появилась договорная концепция организации жизни. Ее представители Эпикур, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо выдвинули идею естественных прав человека, получаемые от рождения. 
В XIX веке появляется социология. О. Конт разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования всей общественной системы в целом. Социальная динамика изучает общественный прогресс.
Марксизм рассматривает общество как совокупность связей и отношений, в которых находятся индивиды. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно-исторических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества. Материальная сфера – основа жизни общества. Материальная сфера детерминирует другие формы деятельности: религию, идеологию, политическую и духовную сферу. Общество проходит в своем развитии пять общественно-исторических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Формация – это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Переход от одной формации к другой осуществлялся на основе социальной революции.
Основные положения материалистического понимания истории:
1. Решающая роль материального производства.
2. Показывает влияние материального производства на другие сферы жизни общества.
3. Способ производства определяет социальные, политические и духовные процессы.
Теория индустриального общества (Р. Арон) описывает процесс поступательного развития общества от традиционного к индустриальному. Основные признаки индустриального общества:
1. Массовой производство.
2. Механизация и автоматизация процесса управления.
3. НТР.
4. Урбанизация.
5. Социальная мобильность.
Формационный и цивилизационный подход
Общественно-экономическая формация – тип общества, возникающий на основе определенного способа производства.
Основа формации – базис и надстройка
Базис – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства. Надстройка – совокупность учреждений и отношений, не охваченных базисом. Тип надстройки определялся характером базиса. Формация включает в себя производительные силы и способ производства. Производительные силы – это люди с их знаниями, умениями и навыками. Производительные силы динамичны, производственные отношения статичны. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции.
Постулаты формационного подхода:
1. История – это закономерный процесс строительства коммунизма.
2. Решающая роль материального производства.
3. Соответствие производственных отношений производительным силам.
4. Переход от одной общественно-исторической формации к другой.
Цивилизационный подход
Цивилизация в широком смысле - это ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством и дикость.
Цивилизация характеризуется как качественная специфика той или иной группы стран и народов на определенном этапе развития. Цивилизации отличаются друг от друга образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром. Теория цивилизации представлена линейно-стадиальной концепцией и концепцией локальных цивилизаций. Существование первой объясняется европоцентризмом, приобщением варварских народов к западноевропейской системе ценностей. Сторонники второй концепции исходят из представлений о многообразии путей развития цивилизаций.
Цивилизация делает акцент на уникальном, формационная теория – на универсальном.
Общественный прогресс и его критерии
Прогресс – это направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших простых форм к высшим, сложным. Регресс – это обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.
Критерии прогресса:
1. Распространение просвещения (А. Тюрго, М. Кондорсе).
2. Модернизация (переход от аграрного к индустриальному обществу).
3. Цикличность истории (Дж. Вико).
4. Многолинейное движение различных обществ. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.
5. Развитие производительных сил (марксизм).
6. Условия для всестороннего развития личности.
Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.
Революция – это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Причина наступления социальной революции: конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений.
Реформа – преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
Прогресс в одной области может стать причиной регресса в другой.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- В чем различие между реформой и революцией?
- В чем критерии общественного прогресса?
- В чем суть цивилизационного подхода?
- Как объясняет историю формационный подход?

Комментариев нет:

Отправить комментарий