воскресенье, 7 апреля 2019 г.

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе.



Характеристика темы: данный урок входит в раздел «Русские земли в середине XIII – XIV в.», учебник «История России 6 класс. Часть 2», автор Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. (Из-во Просвещение, 2016 г.)
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
1) Познакомить с внешнеполитической обстановкой в Северо-Западной Руси, борьбой русского народа с западными завоевателями;
2) Познакомить с внешней и внутренней политикой Александра Невского;
3) Оценить роль Александра Невского в истории.
Планируемые результаты:
Предметные: овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII– XIV в; объяснить историческое значение побед русского народа над немецкими и шведскими рыцарями; описывать основные этапы Невской битвы и Ледового побоища; выявлять закономерности в развитии Руси; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве.
Метапредметные УУД - 1) Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон. – 2) Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. – 3) Познавательные: использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения поисковых задач; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации.
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Где завоеватели встретили наиболее ожесточенное сопротивление?
- Каковы были итоги военного похода Батыя на Русь?
- В чем причины успехов Батыя?
3. Изложение нового материала
3.1 Походы шведов
- Одновременно с монгольским нашествием на Русь начали вторгаться шведские рыцари, которых давно привлекали земли Новгорода. В 1164 году шведы вторглись в предел Ладоги, но были разбиты. В 1187 году новгородская рать захватила крупнейший город Швеции Стокгольм. В 1227 году шведы были разбиты войском Ярослава Всеволодовича. Получив известие о монгольских завоеваниях, шведы решили этим воспользоваться. Они собрали большую рать крестоносцев, во главе которой встал Биргер, зять шведского короля. Поход поддержала католическая церковь.
Далее учащимся предлагается выполнить задание (Слайд 4)
3.1 Походы крестоносцев
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
• Когда и почему римский папа объявил крестовый поход против живших на прибалтийских землях народов?
• Кто откликнулся на призыв папы римского?
• Что предприняли рыцари для завоевания прибалтийских земель?
• Чем закончились попытки рыцарей обосноваться в Прибалтике?
3.2 Князь Александр Невский
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
- Кто в то время княжил в Новгороде?
- Как складывалось детство и юность Александра Ярославича Невского?
- Что сделал Александр для защиты западный рубежей Новгородской земли?
3.3 Невская битва
- В 1237 году папа римский Григорий IX повелел шведам совершить крестовый поход против русских и финнов. В июле 1240 года в устье Невы вошли шведские суда. Часть войск высадилась на берегу и основала лагерь. Александр Невский от своих разведчиков знал и действиях крестоносцев. Дружина Александра вместе с новгородским ополчением совершила стремительный переход к Неве. Мужественно сражались дружинники и ополченцы из Новгорода и Ладоги. Гаврило Олексич ворвался на корабль и убил шведского воеводу и епископа. Ополченец Савва подрубил шатер Биргера, что вызвало смятение среди врагов.
Далее учащимся предлагается выполнить задания (Слайд 10)
3.5 Ледовое побоище
- Летом 1240 года ливонские рыцари захватили предместья Новгорода, грабили купцов и местное население. Новгородцы, боясь, что князь усилит свою власть, заставили его покинуть город. Позже они упросили его вернуться. Зимой 1241/1242 года князь освободил Псков, Изборск и двинулся на запад против главных сил врага. Решающая битва произошла 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. (Слайд 12)
4. Рефлексия.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
- Что позволило Александру Невскому одержать победу над рыцарями?
- Какие последствия имели его победы для Новгородской земли?

Комментариев нет:

Отправить комментарий