воскресенье, 7 апреля 2019 г.

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе.



Цели и задачи: познакомить с политическим и экономическим устройством Золотой Орды; характеризовать состав этого государства, его культуру; оценить последствия ордынского владычества на Руси; познакомить с борьбой русского народа против ордынского владычества.
Планируемые результаты: предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; объяснять особенности ордынского владычества на Руси, оценивать его последствия; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;
личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования; овладевать способами обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, карта «Золотая Орда в XIII-XIV вв.».
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы (Слайд 4).
3. Мотивационно-целевой этап
- Знаете ли вы, как управлялась Золотая Орда?
- Знаете ли вы, что составляло экономику этой страны?
4. Изложение нового материала
4.1 Образование Золотой Орды
- После возвращения из Европы, Батый основал собственное государство, первоначально считавшееся улусом Монгольской империи. После его смерти, Золотая Орда стала самостоятельным государством. Его возглавлял хан, власть передавалась по наследству потомкам Чингисхана – Чингизидам. Хану принадлежало все имущество и люди Орды. В состав государства входило Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Хорезм. (Слайд 5). В состав Орды входило оседлое и кочевое население.
4.2 Народы Орды
Учащимся предлагается прочитать текст и заполнить квастер (Слайд 6)
4.3 Религии в Орде (Слайд 7, 8)
4.4 Экономика Орды (Слайд 9)
Учащиеся вместе с учителем заполняют кластер.
- В Золотой Орде в период расцвета насчитывалось около 100 городов. Дворцы были украшены мозаичными панно, в городах была канализация и огромные мастерские по производству оружия и посуды.
4.5 Ордынское владычество на Руси (Слайд 10)
- Русские князья должны были ездить в Орду для получения ханского ярлыка на княжение. Князья должны были подчиняться хану и платить ему дань. Главным считался ярлык на владимирское княжение. Столица из разоренного Киева была перенесена во Владимир, сюда переехал митрополит. Поездки князей в Орду сопровождались унижениями, а нередко и смертями. Хан вмешивался во внутреннюю политику русских княжеств: менял границы княжеств, помогал армией в борьбе между князьями кому-либо.
4.6 Повинности населения (Слайд 11)
4.7 Борьба русского народа против ордынского владычества (Слайд 12)
- В 1245 году галицко-волынский князь Даниил Романович вынужден был приехать в Орду и заплатить огромную дань. Вернувшись из Орды, он начал восстанавливать военные силы. Батый послал большое войско против галицко-волынского княжества, после чего Даниил Романович был вынужден подчиниться Орде. В 1257 году в Новгород прибыли ордынские переписчики, что привело к восстанию новгородцев, продолжавшееся около года. Тогда в Великий Новгород вместе с ханскими переписчиками прибыл Александр Невский и подавил восстание. Он не был другом Орды, но считал, что необходимо поддерживать мирные отношения с Ордой: необходимо было отражать агрессию с Запада. В 1262 году во многих городах – Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире начались восстания, вызванные злоупотреблениями баскаков. Позже право сбора дани было постепенно передано русским князьям.
4.8 Последствия ордынского владычества
Учащиеся совместно с учителем заполняют сравнительную таблицу (Слайд 13)
5. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- К каким последствиям привело ордынское владычество на Руси?

Комментариев нет:

Отправить комментарий