Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию публикацию.
Косарев А.С.
учитель истории и обществознания
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 89 имени генерал-майора Петра Ивановича Метальникова
Косарева Е.В.
учитель русского языка и литературы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 89 имени Александра Васильевича Молчанова
Косарева Л.Н.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Апшеронск средняя общеобразовательная школа № 2
Кисенко Т.А.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 89 имени генерал-майора Петра Ивановича Метальникова
Жоглина Е.И.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 89 имени генерал-майора Петра Ивановича Метальникова
Аннотация
В статье на основе системного подхода представлено развитие декабристского движения. Тайное общество декабристов возникло в условиях обострения социально-экономических противоречий. Декабристы стремились сократить разрыв в социально-экономическом развитии с Европой, но им этого не удалось из-за несогласованности методов достижения целей.
Ключевые слова: тайные общества, декабристы, капитализм, феодализм.
Истории относительно немного известно о развитии тайных обществ: как правило они стремятся скрывать свою деятельность. Цель настоящей статьи – проследить развитие декабристских тайных обществ. Тайные общества всегда представляли альтернативу существующему политическому устройству. Что касается декабристов, то они ставили перед собой благородные, патриотические цели. Тайные общества декабристов возникли во время перехода от феодализма к капитализму и стремились сократить разрыв в социально-экономическом развитии с Европой.
Для характеристики декабристского движения необходимо рассмотреть социальную обстановку послевоенной России. Основные противоречия общественной жизни были обострены войной 1812 года. Борьба с сильным врагом потребовала огромного напряжения всех сил страны [1, 12]. Передовые представители русского офицерства, побыв за границей, сравнивали порядки западноевропейских стран с русскими порядками. Сравнение это говорило об экономической и политической отсталости страны. Солдаты видели за границей свободных крестьян и сами мечтали о свободе, ожидая ее как награду за подвиги в Отечественной войне.
Однако надежды на освобождение от крепостного рабства не оправдались. Огромной тяжестью на крестьянство легли военные поселения, созданные по идее царя Александра I и под руководством Аракчеева.
Крестьяне были разбиты на полки, роты, разводы, взводы: ежедневно несколько раз проводилась перекличка [2, 158]. Вся жизнь строго регламентировалась: по команде шли в поле на работу, по команде обедали и т.д. За невыполнение устава в поле или дома крестьян-поселенцев жестоко наказывали палками, плетьми, розгами.
Вся история военных поселений свидетельствует о непрерывной борьбе крестьян против политики царизма. Эта борьба принимала острые формы, часто перерастая в вооруженные восстания [3, 22].
Одновременно с борьбой крепостных крестьян повсюду в стране развертывалась и борьба «работных людей» - зарождающего рабочего класса. Эта борьба вызывалась жесткой эксплуатацией и активизировалась под влиянием крестьянского движения.
Рабочий класс в это время только зарождался, а поэтому еще не осознавал своего специфически положения. Вольнонаемные рабочие вместе с другими боролись за повышение заработной платы, против больших штрафов и вычетов, грубости заводской администрации, переносившей на завод и фабрику порядки крепостнической деревни.
Крестьянские восстания оказывали влияние на настроение солдатской массы. Солдат должен был служить 25 лет. А по окончании срока службы, больной, раньше времени состарившийся, не имеющий своей семьи, потерявший связь с родными, солдат вынужден был побираться или жить в деревне за счет общества.
Военная служба сводилась к несению караулов, парадам и невыносимой муштре. За границей солдаты увидели другие порядки, отличные от русских. Это вызвало у них надежду на изменение положения после войны. Однако положение не изменилось. Недовольство солдат чаще всего выражалось в массовом дезертирстве, но иногда это недовольство выражалось в активных формах. Семеновский гвардейский полк был распущен после подавления его восстания. Недовольна была и значительная часть офицерского состава, сочувствующая солдатам [4, 643].
Русская буржуазия была малочисленна и слаба. Крупная промышленность находилась в руках помещиков-крепостников, а мелкая, кустарная – в руках крестьян. Буржуазия владела небольшим числом промышленных предприятий. Еще не было достаточных капиталов для развертывания крупной торговли, и рынок был ограничен. Кроме того, существовали сословные звания для буржуазии. Поэтому купцы-фабриканты были заинтересованы в сохранении крепостного права и находились в зависимости от существующего государственного и общественного строя.
Такова была общественно-политическая обстановка в стране во время зарождения декабризма. В среде военной молодежи появилась настойчивая тенденция к объединению в товарищеские кружки, которые не ограничивались рассуждениями о положении России, критикой существовавших в ней порядков, но стремились к деятельности [5, 240].
В середине 1814 года в Петербурге возник кружок «молодых вольнодумцев» - «Священная артель» Александра Муравьева и Ивана Бурцова. В кружке рассуждали на литературные и политические темы. Кружок просуществовал до 1817 года.
К 1814 году относится попытка М. А. Дмитриева-Мамонова и М. Ф. Орлова выработать основные принципы нового государственного устройства России и создать тайную организацию по принципу масонской ложи - Орден русских рыцарей. Орден выработал программный документ под названием «Пункты преподаваемого во внутреннем Ордене учения». Главными требованиями были «упразднения рабства в России» и «ограничения самодержавия». В 1816 году М. А. Дмитриев-Мамонов выехал за границу, а участники его Ордена в 1817 году объединились с декабристкой организацией Союзом спасения.
Инициатором создания этого тайного общества был полковник гвардейского главного штаба Александр Муравьев. Он предложил своему двоюродному брату, Никите Муравьеву, «составить общество с целью введения в России монархического представительного правления». Таким образом, борьба за ликвидацию крепостного права и упразднение самодержавной власти монарха путем ограничения его конституцией определились как две основные задачи декабристского движения с самого начала создания тайных обществ.
Союз спасения представлял собой узкую, замкнутую, строго законспирированную организацию, состоявшую из гвардейских офицеров. Организационное устройство Союза спасения окончательно оформилось к 1817 г., когда был принят ее устав, и организация получила новое название – «Общество истинных и верных сынов Отечества». Результаты работы М. В. Нечкиной говорят о том, что первая декабристская организация строилась по типу масонской ложи.
Хотя основная цель первой декабристкой организации была определена, но отсутствовала программа политических преобразований. Признав неизбежность революционного переворота, декабристы еще не представляли себе его характер и формы в условиях тогдашней России. В сентябре 1817 года деятельность Союза спасения была прекращена.
После этого его члены занялись подготовкой устава нового тайного общества. Эта работа была поручена Н. Муравьеву и С. Трубецкому. В основу был положен устав прусского общества Тугендбунда. Новый устав получил название «Зеленая книга».
Первая часть устава носила благонамеренный характер мирного просветительства и содержала «ближнюю цель»: распространение просвещения, улучшение нравственности молодых людей.
Итак, в январе 1818 года в Москве была создана новая декабристская организация – Союз благоденствия. Союз благоденствия представлял собой многочисленную тайную организацию (более 200 членов) с разработанным уставом в котором были изложены организационно-тактические и программные принципы.
Союз благоденствия приобрел определенную структуру. Члены-учредители входили в Коренной союз. Он избирал из своей среды руководящий орган – Совет Коренного союза в составе 6 человек (пять «блюстителей» и одного «заседателя»). Предполагалось, что каждые четыре месяца по жребию двое «блюстителей» выходят из Совета Коренного союза, а на их место выбираются новые лица из состава Коренного союза.
Вступивший в тайное общество обязан был представить руководителю своей управы список потенциальных кандидатов в члены тайного общества. Каждый член общества должен был выбрать определенный уставом род деятельности: «человеколюбие», «правосудие», «общественное хозяйство». [6, 220]
По замыслу декабристов, передовое общественное мнение еще до революционного переворота должно было оказывать давление на правящие круги и правительство, поэтому члены общества должны были занять как можно больше мест в правительственных учреждениях.
Главным средствами распространения передовых общественных идей декабристы считали просвещение и печать. Никакие серьезные преобразования не могут быть осуществлены, если народ будет безграмотен. В сфере деятельности общества находились Вольное общество любителей российской словесности, наук и художеств и «побочная управа» Союза благоденствия «Зеленая лампа».
В конце 1818-1820 гг. Союз благоденствия достиг своего наибольшего влияния. Быстро росло число его членов. Среди них были люди разных положений и убеждений – от представителей титулованной знати до разночинцев. В различных городах России возникли отделения (управы) Союза. Наибольшее число управ имелось в Петербурге (7 управ) главным образом в гвардейских полках.
Союз Благоденствия не замыкался в себе, а выходил на широкую общественную арену. В литературные, просветительские общества и «побочные управы» был вовлечен значительный круг передовых представителей русского общества.
Несмотря на революционные положения устава Союза благоденствия не все его члены были приверженцами радикальных идей. Было среди них немало либеральных членов, которые ограничивались мирной пропагандистской работой. На многочисленных собраниях кипели споры, сталкивались противоположные мнения по программным и тактическим вопросам. Обозначались разногласия между либерально настроенной частью Союза и радикальной частью, которая допускала революционные методы. Эти разногласия привели к роспуску Союза благоденствия в 1821 году. Позже были созданы Южное и Северное тайные общества, которые попытаются ограничить власть монарха и упразднить крепостное право [8, 298].
В данной части работы можем заметить, что формирование тайных обществ в России имело достаточно длительную историю. Однако, в этих обществах не было поступательного развития: возникнув, они распадались, когда его члены не могли прийти к единому мнению по проблемному вопросу. Возникали новые общества, но их век тоже был недолог. Вместе с тем они распространяли либеральные взгляды, стремились просвещать большие массы людей. В этих тайных обществах формируются общественно-политические взгляды декабристов.
Источники формирования декабристкой освободительной идеологии сложны и многообразны. В. А. Федоров отмечает, что глубинной подосновой возникновения освободительного движения являлись социально-экономические процессы перехода от феодализма к капитализму в общемировом масштабе, но эти процессы оказали воздействие на освободительное движение не прямо, а опосредовано.
В числе объективных условий формирования освободительных декабристских идей была сама российская крепостническая действительность во всех крайне неприглядных ее проявлениях. «Вольномыслие» декабристов возникло в первую очередь как протест молодого поколения передового дворянства против произвола самодержавия, засилья чиновничьей бюрократии, угнетенного бесправного положения народных масс, в особенности крепостного крестьянства.
Источником социально-политических взглядов декабристов были политические и философские сочинения западноевропейских и русских мыслителей, изучении политэкономии, истории, конституционного устройства европейских стран. В этих источниках декабристы пытались найти ответы на вопросы о причинах бедственного положения России, уяснить средства и возможные пути необходимых преобразований. Труды французских просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, Бекария, Рейналя, А. Смита были настольными книгами многих декабристов.
Следует отметить и высокий уровень образования декабристов: 37 из них являлись студентами Московского университета, 23 - учились в Университетском благородном пансионе, 24 – окончили Московское учебное заведение для колонновожатых, основателем и руководителем которого был прогрессивный общественный деятель и писатель, Н. Н. Муравьев.
В течение 1812 - 1815 гг. будущие декабристы оказывались свидетелями событий мирового значения, они наблюдали, с какой легкостью рушились троны, ломались старые порядки. Это внушало им надежду на возможность революционных перемен в России [3, 22].
Все декабристы были патриотами. Главной задачей для них являлась борьба с социально-абсолютистскими порядками. Они считали, что прогресс нации может быть обеспечен коренными политическими преобразованиями.
Таким образом, декабризм – одно из наиболее сложных идейно-политических движений в России. Он вобрал в себя либеральные и революционные идеи. Отсюда внутренняя противоречивость движения и пронизывающая всю историю декабристских организаций борьба в нем умеренных и либеральных элементов.
В России возникновение либерализма как общественного движения было связано с дворянством. Он возник как дворянский либерализм. Даже в пореформенной России в либеральном движении преобладали дворяне, в то время как в революционном движении ведущую роль играли разночинцы.
Важно отметить, движение декабристов проходило в русле мирового революционного процесса. Особенное значение здесь имеет факт идейной связи. Сначала воздействие на русскую общественную мысль идей просветительства XVIII века, затем немецкой философии, наконец – марксизма.
Необходимо подчеркнуть, что всякое идейное заимствование имеет под собой объективную основу. Развитие страны шло в том же самом направлении, что и во всех европейских странах. Следовательно, в России потребностями самой ее жизни были созданы объективные условия для восприятия передовых идей Запада.
Особое значение для формирования освободительной идеологии имеют годы заграничных походов русских войск, в составе которых находились будущие декабристы. Соприкосновение декабристов с передовыми людьми Западной Европы, с демократическими идеями, свободным политическим убеждением заставляло их глубже задуматься над состоянием их Родины.
Хотя декабризм возник на российской национальной почве, и программные требования декабристов отражали коренные исторические задачи, однако они использовали опыт конституционного устройства стран Западной Европы. Но они творчески перерабатывали этот теоретический материал применительно к российской действительности.
Таким образом, не идеи Запада породили декабризм в России, а объективный ход исторического развития страны обусловил возникновение освободительного движения. В России уже была готова почва для восприятия этих идей, сыгравших огромную роль в формировании мировоззрения декабристов, в возникновении их деятельности декабристских тайных организаций. На это указывали и участники этого движения.
Движение декабристов было подавлено. Исторический опыт показал: реформы должны быть своевременными. Декабристы предлагали слишком передовые реформы, поэтому их не поддержали широкие слои населения: большая часть людей была необразованной и даже не знала о идеях либерализма. Что касается предпринимателей, то не всем из них были выгодны либеральные взгляды. Слишком сильны были патерналистские установки. Можем заключить, что Россия в первой половине XIX века была не готова к таким коренным преобразованиям, которые предлагали ей декабристы. Большая часть населения не видело для себя выгоды в либеральной политической системе.
Большим недочетом декабристского движения была ориентация на европейские идеалы. Декабристы не учитывали опыт экономического развития России на предыдущих исторических этапах. Декабристы ставили перед собой, по большей части, политические цели, а конечной целью реформ должен был быть переход к капитализму, экономическому преобразованию. Реформы следовало бы начать в экономической сфере, создав для дворян необходимость развивать торговлю и промышленность.
Литература
1. Андреева Т.В. Тайные общества в России в первой трети XIX века: Правительственная политика и общественное мнение. СПб.: Лики России, 2009. 911 с.
2. Белоусов М.С. Диктатор 14-го декабря 1825 года // Декабристы: Актуальные направления исследований СПб.: Нестор-История, 2014. С. 155 – 173.
3. Годин Я.И. Декабристы и Кавказ. Имперская идеология либералов // Империя и либералы. Материаы международной конференции: сб. эссе. СПб.: Журнал «Звезда», 2001. С. 16 – 27.
4. Казьмирчук Г.Д. Современное декабристоведение на постсоветском пространстве. Становление, проблематика, научные центры и перспективы развития // Декабристы. Актуальные проблемы и новые подходы. М.: РГГУ, 2008. С. 640 – 662.
5. Мироненко С.В. «Московский заговор» 1817 г. и проблема формирования декабристской идеологии // Революционеры и либералы России. М.: Наука, 1990. С. 239 – 250.
6. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М.: Наука, 2012. 238 с.
7. Цамутали А.Н. 190-летие восстания декабристов // Вестн. С-Петербург. Ун-та. Сер. 2. 2018. Вып. 4. С. 5 – 19.
8. Чернов С.Н. Павел Пестель: избранные статьи по истории декабризма. СПб.: Лики России, 2004. – 304 с.
Косарев А.С.
учитель истории и обществознания
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 89 имени генерал-майора Петра Ивановича Метальникова
Косарева Е.В.
учитель русского языка и литературы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 89 имени Александра Васильевича Молчанова
Косарева Л.Н.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Апшеронск средняя общеобразовательная школа № 2
Кисенко Т.А.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 89 имени генерал-майора Петра Ивановича Метальникова
Жоглина Е.И.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 89 имени генерал-майора Петра Ивановича Метальникова
Аннотация
В статье на основе системного подхода представлено развитие декабристского движения. Тайное общество декабристов возникло в условиях обострения социально-экономических противоречий. Декабристы стремились сократить разрыв в социально-экономическом развитии с Европой, но им этого не удалось из-за несогласованности методов достижения целей.
Ключевые слова: тайные общества, декабристы, капитализм, феодализм.
Истории относительно немного известно о развитии тайных обществ: как правило они стремятся скрывать свою деятельность. Цель настоящей статьи – проследить развитие декабристских тайных обществ. Тайные общества всегда представляли альтернативу существующему политическому устройству. Что касается декабристов, то они ставили перед собой благородные, патриотические цели. Тайные общества декабристов возникли во время перехода от феодализма к капитализму и стремились сократить разрыв в социально-экономическом развитии с Европой.
Для характеристики декабристского движения необходимо рассмотреть социальную обстановку послевоенной России. Основные противоречия общественной жизни были обострены войной 1812 года. Борьба с сильным врагом потребовала огромного напряжения всех сил страны [1, 12]. Передовые представители русского офицерства, побыв за границей, сравнивали порядки западноевропейских стран с русскими порядками. Сравнение это говорило об экономической и политической отсталости страны. Солдаты видели за границей свободных крестьян и сами мечтали о свободе, ожидая ее как награду за подвиги в Отечественной войне.
Однако надежды на освобождение от крепостного рабства не оправдались. Огромной тяжестью на крестьянство легли военные поселения, созданные по идее царя Александра I и под руководством Аракчеева.
Крестьяне были разбиты на полки, роты, разводы, взводы: ежедневно несколько раз проводилась перекличка [2, 158]. Вся жизнь строго регламентировалась: по команде шли в поле на работу, по команде обедали и т.д. За невыполнение устава в поле или дома крестьян-поселенцев жестоко наказывали палками, плетьми, розгами.
Вся история военных поселений свидетельствует о непрерывной борьбе крестьян против политики царизма. Эта борьба принимала острые формы, часто перерастая в вооруженные восстания [3, 22].
Одновременно с борьбой крепостных крестьян повсюду в стране развертывалась и борьба «работных людей» - зарождающего рабочего класса. Эта борьба вызывалась жесткой эксплуатацией и активизировалась под влиянием крестьянского движения.
Рабочий класс в это время только зарождался, а поэтому еще не осознавал своего специфически положения. Вольнонаемные рабочие вместе с другими боролись за повышение заработной платы, против больших штрафов и вычетов, грубости заводской администрации, переносившей на завод и фабрику порядки крепостнической деревни.
Крестьянские восстания оказывали влияние на настроение солдатской массы. Солдат должен был служить 25 лет. А по окончании срока службы, больной, раньше времени состарившийся, не имеющий своей семьи, потерявший связь с родными, солдат вынужден был побираться или жить в деревне за счет общества.
Военная служба сводилась к несению караулов, парадам и невыносимой муштре. За границей солдаты увидели другие порядки, отличные от русских. Это вызвало у них надежду на изменение положения после войны. Однако положение не изменилось. Недовольство солдат чаще всего выражалось в массовом дезертирстве, но иногда это недовольство выражалось в активных формах. Семеновский гвардейский полк был распущен после подавления его восстания. Недовольна была и значительная часть офицерского состава, сочувствующая солдатам [4, 643].
Русская буржуазия была малочисленна и слаба. Крупная промышленность находилась в руках помещиков-крепостников, а мелкая, кустарная – в руках крестьян. Буржуазия владела небольшим числом промышленных предприятий. Еще не было достаточных капиталов для развертывания крупной торговли, и рынок был ограничен. Кроме того, существовали сословные звания для буржуазии. Поэтому купцы-фабриканты были заинтересованы в сохранении крепостного права и находились в зависимости от существующего государственного и общественного строя.
Такова была общественно-политическая обстановка в стране во время зарождения декабризма. В среде военной молодежи появилась настойчивая тенденция к объединению в товарищеские кружки, которые не ограничивались рассуждениями о положении России, критикой существовавших в ней порядков, но стремились к деятельности [5, 240].
В середине 1814 года в Петербурге возник кружок «молодых вольнодумцев» - «Священная артель» Александра Муравьева и Ивана Бурцова. В кружке рассуждали на литературные и политические темы. Кружок просуществовал до 1817 года.
К 1814 году относится попытка М. А. Дмитриева-Мамонова и М. Ф. Орлова выработать основные принципы нового государственного устройства России и создать тайную организацию по принципу масонской ложи - Орден русских рыцарей. Орден выработал программный документ под названием «Пункты преподаваемого во внутреннем Ордене учения». Главными требованиями были «упразднения рабства в России» и «ограничения самодержавия». В 1816 году М. А. Дмитриев-Мамонов выехал за границу, а участники его Ордена в 1817 году объединились с декабристкой организацией Союзом спасения.
Инициатором создания этого тайного общества был полковник гвардейского главного штаба Александр Муравьев. Он предложил своему двоюродному брату, Никите Муравьеву, «составить общество с целью введения в России монархического представительного правления». Таким образом, борьба за ликвидацию крепостного права и упразднение самодержавной власти монарха путем ограничения его конституцией определились как две основные задачи декабристского движения с самого начала создания тайных обществ.
Союз спасения представлял собой узкую, замкнутую, строго законспирированную организацию, состоявшую из гвардейских офицеров. Организационное устройство Союза спасения окончательно оформилось к 1817 г., когда был принят ее устав, и организация получила новое название – «Общество истинных и верных сынов Отечества». Результаты работы М. В. Нечкиной говорят о том, что первая декабристская организация строилась по типу масонской ложи.
Хотя основная цель первой декабристкой организации была определена, но отсутствовала программа политических преобразований. Признав неизбежность революционного переворота, декабристы еще не представляли себе его характер и формы в условиях тогдашней России. В сентябре 1817 года деятельность Союза спасения была прекращена.
После этого его члены занялись подготовкой устава нового тайного общества. Эта работа была поручена Н. Муравьеву и С. Трубецкому. В основу был положен устав прусского общества Тугендбунда. Новый устав получил название «Зеленая книга».
Первая часть устава носила благонамеренный характер мирного просветительства и содержала «ближнюю цель»: распространение просвещения, улучшение нравственности молодых людей.
Итак, в январе 1818 года в Москве была создана новая декабристская организация – Союз благоденствия. Союз благоденствия представлял собой многочисленную тайную организацию (более 200 членов) с разработанным уставом в котором были изложены организационно-тактические и программные принципы.
Союз благоденствия приобрел определенную структуру. Члены-учредители входили в Коренной союз. Он избирал из своей среды руководящий орган – Совет Коренного союза в составе 6 человек (пять «блюстителей» и одного «заседателя»). Предполагалось, что каждые четыре месяца по жребию двое «блюстителей» выходят из Совета Коренного союза, а на их место выбираются новые лица из состава Коренного союза.
Вступивший в тайное общество обязан был представить руководителю своей управы список потенциальных кандидатов в члены тайного общества. Каждый член общества должен был выбрать определенный уставом род деятельности: «человеколюбие», «правосудие», «общественное хозяйство». [6, 220]
По замыслу декабристов, передовое общественное мнение еще до революционного переворота должно было оказывать давление на правящие круги и правительство, поэтому члены общества должны были занять как можно больше мест в правительственных учреждениях.
Главным средствами распространения передовых общественных идей декабристы считали просвещение и печать. Никакие серьезные преобразования не могут быть осуществлены, если народ будет безграмотен. В сфере деятельности общества находились Вольное общество любителей российской словесности, наук и художеств и «побочная управа» Союза благоденствия «Зеленая лампа».
В конце 1818-1820 гг. Союз благоденствия достиг своего наибольшего влияния. Быстро росло число его членов. Среди них были люди разных положений и убеждений – от представителей титулованной знати до разночинцев. В различных городах России возникли отделения (управы) Союза. Наибольшее число управ имелось в Петербурге (7 управ) главным образом в гвардейских полках.
Союз Благоденствия не замыкался в себе, а выходил на широкую общественную арену. В литературные, просветительские общества и «побочные управы» был вовлечен значительный круг передовых представителей русского общества.
Несмотря на революционные положения устава Союза благоденствия не все его члены были приверженцами радикальных идей. Было среди них немало либеральных членов, которые ограничивались мирной пропагандистской работой. На многочисленных собраниях кипели споры, сталкивались противоположные мнения по программным и тактическим вопросам. Обозначались разногласия между либерально настроенной частью Союза и радикальной частью, которая допускала революционные методы. Эти разногласия привели к роспуску Союза благоденствия в 1821 году. Позже были созданы Южное и Северное тайные общества, которые попытаются ограничить власть монарха и упразднить крепостное право [8, 298].
В данной части работы можем заметить, что формирование тайных обществ в России имело достаточно длительную историю. Однако, в этих обществах не было поступательного развития: возникнув, они распадались, когда его члены не могли прийти к единому мнению по проблемному вопросу. Возникали новые общества, но их век тоже был недолог. Вместе с тем они распространяли либеральные взгляды, стремились просвещать большие массы людей. В этих тайных обществах формируются общественно-политические взгляды декабристов.
Источники формирования декабристкой освободительной идеологии сложны и многообразны. В. А. Федоров отмечает, что глубинной подосновой возникновения освободительного движения являлись социально-экономические процессы перехода от феодализма к капитализму в общемировом масштабе, но эти процессы оказали воздействие на освободительное движение не прямо, а опосредовано.
В числе объективных условий формирования освободительных декабристских идей была сама российская крепостническая действительность во всех крайне неприглядных ее проявлениях. «Вольномыслие» декабристов возникло в первую очередь как протест молодого поколения передового дворянства против произвола самодержавия, засилья чиновничьей бюрократии, угнетенного бесправного положения народных масс, в особенности крепостного крестьянства.
Источником социально-политических взглядов декабристов были политические и философские сочинения западноевропейских и русских мыслителей, изучении политэкономии, истории, конституционного устройства европейских стран. В этих источниках декабристы пытались найти ответы на вопросы о причинах бедственного положения России, уяснить средства и возможные пути необходимых преобразований. Труды французских просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, Бекария, Рейналя, А. Смита были настольными книгами многих декабристов.
Следует отметить и высокий уровень образования декабристов: 37 из них являлись студентами Московского университета, 23 - учились в Университетском благородном пансионе, 24 – окончили Московское учебное заведение для колонновожатых, основателем и руководителем которого был прогрессивный общественный деятель и писатель, Н. Н. Муравьев.
В течение 1812 - 1815 гг. будущие декабристы оказывались свидетелями событий мирового значения, они наблюдали, с какой легкостью рушились троны, ломались старые порядки. Это внушало им надежду на возможность революционных перемен в России [3, 22].
Все декабристы были патриотами. Главной задачей для них являлась борьба с социально-абсолютистскими порядками. Они считали, что прогресс нации может быть обеспечен коренными политическими преобразованиями.
Таким образом, декабризм – одно из наиболее сложных идейно-политических движений в России. Он вобрал в себя либеральные и революционные идеи. Отсюда внутренняя противоречивость движения и пронизывающая всю историю декабристских организаций борьба в нем умеренных и либеральных элементов.
В России возникновение либерализма как общественного движения было связано с дворянством. Он возник как дворянский либерализм. Даже в пореформенной России в либеральном движении преобладали дворяне, в то время как в революционном движении ведущую роль играли разночинцы.
Важно отметить, движение декабристов проходило в русле мирового революционного процесса. Особенное значение здесь имеет факт идейной связи. Сначала воздействие на русскую общественную мысль идей просветительства XVIII века, затем немецкой философии, наконец – марксизма.
Необходимо подчеркнуть, что всякое идейное заимствование имеет под собой объективную основу. Развитие страны шло в том же самом направлении, что и во всех европейских странах. Следовательно, в России потребностями самой ее жизни были созданы объективные условия для восприятия передовых идей Запада.
Особое значение для формирования освободительной идеологии имеют годы заграничных походов русских войск, в составе которых находились будущие декабристы. Соприкосновение декабристов с передовыми людьми Западной Европы, с демократическими идеями, свободным политическим убеждением заставляло их глубже задуматься над состоянием их Родины.
Хотя декабризм возник на российской национальной почве, и программные требования декабристов отражали коренные исторические задачи, однако они использовали опыт конституционного устройства стран Западной Европы. Но они творчески перерабатывали этот теоретический материал применительно к российской действительности.
Таким образом, не идеи Запада породили декабризм в России, а объективный ход исторического развития страны обусловил возникновение освободительного движения. В России уже была готова почва для восприятия этих идей, сыгравших огромную роль в формировании мировоззрения декабристов, в возникновении их деятельности декабристских тайных организаций. На это указывали и участники этого движения.
Движение декабристов было подавлено. Исторический опыт показал: реформы должны быть своевременными. Декабристы предлагали слишком передовые реформы, поэтому их не поддержали широкие слои населения: большая часть людей была необразованной и даже не знала о идеях либерализма. Что касается предпринимателей, то не всем из них были выгодны либеральные взгляды. Слишком сильны были патерналистские установки. Можем заключить, что Россия в первой половине XIX века была не готова к таким коренным преобразованиям, которые предлагали ей декабристы. Большая часть населения не видело для себя выгоды в либеральной политической системе.
Большим недочетом декабристского движения была ориентация на европейские идеалы. Декабристы не учитывали опыт экономического развития России на предыдущих исторических этапах. Декабристы ставили перед собой, по большей части, политические цели, а конечной целью реформ должен был быть переход к капитализму, экономическому преобразованию. Реформы следовало бы начать в экономической сфере, создав для дворян необходимость развивать торговлю и промышленность.
Литература
1. Андреева Т.В. Тайные общества в России в первой трети XIX века: Правительственная политика и общественное мнение. СПб.: Лики России, 2009. 911 с.
2. Белоусов М.С. Диктатор 14-го декабря 1825 года // Декабристы: Актуальные направления исследований СПб.: Нестор-История, 2014. С. 155 – 173.
3. Годин Я.И. Декабристы и Кавказ. Имперская идеология либералов // Империя и либералы. Материаы международной конференции: сб. эссе. СПб.: Журнал «Звезда», 2001. С. 16 – 27.
4. Казьмирчук Г.Д. Современное декабристоведение на постсоветском пространстве. Становление, проблематика, научные центры и перспективы развития // Декабристы. Актуальные проблемы и новые подходы. М.: РГГУ, 2008. С. 640 – 662.
5. Мироненко С.В. «Московский заговор» 1817 г. и проблема формирования декабристской идеологии // Революционеры и либералы России. М.: Наука, 1990. С. 239 – 250.
6. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М.: Наука, 2012. 238 с.
7. Цамутали А.Н. 190-летие восстания декабристов // Вестн. С-Петербург. Ун-та. Сер. 2. 2018. Вып. 4. С. 5 – 19.
8. Чернов С.Н. Павел Пестель: избранные статьи по истории декабризма. СПб.: Лики России, 2004. – 304 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий