четверг, 28 марта 2019 г.

Технологии развития критического мышления

Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, данный на педагогической конференции.

Мастер класс на тему «Технологии развития критического мышления»
Добрый день!
К современным образовательным требованиям относится способности учащихся самостоятельно работать с представленной информацией. Роль учителя при этом нисколько не уменьшается. Учитель становится проводником, помогает определить маршрут работы с информацией по теме урока или исследовательского проекта, помогая развивать критическое мышление посредством чтения и письма.
Цель представляемой образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, позволяющих им учиться самостоятельно. Это соответствует требованиям современных образовательных стандартов. Технология развития критического мышления предполагает определенную структуру урока, включающую себя три фазы.
Фазы развития критического мышления (Слайд 2)
Ключевым в представленной технологии является следование трем основным фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия).
На стадии вызова от учителя требуется заинтересовать учащихся, напомнить уже имеющиеся знания о предмете (теме) либо создать ассоциации. Это поможет мотивировать учащихся на дальнейшую работу.
На второй стадии учащиеся непосредственно работают с информацией (читают, слушают), отвечают на вопросы, задают уточняющие вопросы.
На последней стадии (рефлексия) происходит анализ полученной информации, ее интерпретация и творческая переработка.
Функции фаз технологии развития критического мышления (Слайд 3)
Функции фазы вызова:
· Информационная. Учащиеся вспоминают уже имеющиеся по теме знания.
· Мотивационная. Учащиеся задают вопросы, с помощью учителя формулируют цели и задачи образовательного занятия.
· Систематизационная. Часто учащимся нужно помочь систематизировать уже имеющиеся по теме знания.
· Целеполагание. Ученики ставят собственные цели и задачи.
На второй стадии учитель подает новый материал в соответствии с целями и задачами, полученными на стадии вызова. На уроке важно решить все поставленные задачи для достижения поставленной цели.
На стадии рефлексии учащиеся анализируют свою проделанную работу, обращаются к целям и задачам, делают собственные выводы. В целом вся технология критического мышления построена на рефлексии. Рефлексия – оценка учащимися и педагогом образовательной деятельности. Рефлексия требует от учителя способности поставить себя на место учащегося, мыслить сего точки зрения.
Педагогика предлагает учителю большой набор приемов. Предлагаем систематизацию распространенных педагогических приемов для каждой стадии представляемой педагогической технологии.
Приемы стадии вызова
Прием «Выглядит, как … Звучит, как…» (Слайд 4) направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается вписать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием. Например, понятие технология.
На стадии вызова работает прием «ПМИ» - таблица «Плюс – минус- интересно». (Слайд 5) Например, нам необходимо выяснить, противоречия научно-технического прогресса. Занесем имеющуюся у нас информацию в таблицу.
Прием «Кластеры» заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». (Слайд 6)
Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда до знакомства с основным источником учащиеся с помощью учителя систематизируют информацию виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, при изучении темы «Политическая раздробленность на Руси и в странах Западной Европы» просим учащихся предположить по каким смысловым блокам мы будем изучать тему (часть блоков может быть предоставлена самим учителем). На данному уроке учащиеся предполагают, что главными вопросами изучаемой темы станут: причины феодальной раздробленности стран Западной Европы, причины феодальной раздробленности на Руси, управление государством во время феодальной раздробленности, последствия феодальной раздробленности. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание, на выбор направлений изучаемой темы. Мы распределяем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы.
Учащиеся сформировали задачи, самостоятельно или с помощью учителя определили основные направления изучаемой темы. Успешность изучения темы во многом определяется заинтересованностью учащихся в новой теме.
Завершить стадию вызова может игра «Верите ли вы…?». (Слайд 7) Учитель записывает на доске вопросы и просит учащихся индивидуально или в группах ответить на них и привести аргументы. Например, верите ли вы, что…:
· возникновению и росту городов способствовали успехи в сельском хозяйстве;
· жители стали меньше времени уделять сельскому хозяйству;
· новые города появляются у стен монастырей, замков, среди развалин римских крепостей.
Приемы стадии осмысления
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его прочтения. Во время прочтения текста учащиеся заполняют таблицу. (Слайд 8)
«+» - новое
«-» - думал иначе
«✔» - уже знал
«?» - не понял
Во время прочтения текста учащиеся вписывают тезисы в каждую графу. Важно обратить их внимание на то, чтобы они не переписывали фразы, а формулировали свои тезисы. После выполнения каждой графы необходимо подвести итоги и сделать выводы.
Разновидностью лекции является прием «Бортовые журналы». (Слайд 9) Учащиеся в таблицу записывают свои мысли до изучения темы и после знакомства с материалом.
Во время чтения учащиеся заполняют правую графу таблицы, связывая полученные сведения со своими личными представлениями. При заполнении таблицы работа может быть организована как в парах, так и индивидуально.
Прием ведения двухчастного дневника (Слайд 10) позволяет связать личный опыт учащихся с новой информацией. При чтении текста учащиеся заполняют таблицу.
В левой части дневника учащимся предлагается записать цитаты из текста, которые произвели на них впечатления, о чем-то напомнили, вызвали ассоциации. Справа они должны объяснить, что заставило написать их эту цитату из текста. Если учащиеся пропустили важные для изучения темы части текста, учитель сам озвучивает свои комментарии. При прочтении текста учащиеся задают вопросы, обсуждают с учителем возникшие трудности.
Приемы стадии рефлексии
Одним из самых распространенных приемов стадии рефлексии синквейн – пятисшие. (Слайд 11) Синквейн позволяет в лаконичной стихотворной форме представлять полученную информацию. Практика показывает: синквейн без труда создают учащиеся, подробно изучившие материал. Синквейн состоит из пяти строк.
Первая строка – название стихотворения (обычно тема или главная мысль изученного текста). Вторая строка состоит из двух прилагательных, описывающих тему. Третья строка состоит из двух, трех глаголов, характеризующих тему. В четвертой строке учащиеся выражают свое отношение к теме в четырех, пяти словах. В последней, пятой строке учащимся предлагается подобрать синоним к теме (первой строке).
На стадии рефлексии происходит систематизация полученной информации. Наглядно представить общее и особенное позволяет прием «Общее – уникальное». (Слайд 12) Этот прием позволяет выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении объектов, фактов, предметов. Использовать этот прием можно в индивидуальной, парной и групповой работе.
Развивать коммуникативные навыки позволяют дискуссионные методы (Слайд 13). Во время обсуждения учащиеся должны придерживаться правил:
· не критиковать мнения других;
· выслушивать собеседника до конца;
· не допускать оскорбительных высказываний.
Перед дискуссией учащиеся самостоятельно или с помощью учителя заполняют таблицу.
Учащиеся работают в парах, поочередно заполняя графы, тремя, пятью суждениями, озвучивают свои аргумента и делают выводы.
Прием «Рамка» или «Статья» предполагает большую самостоятельную работу в группах. Перед группами ставится цель – собрать, систематизировать, отобрать и логически выстроить информацию по заданной теме.
На первом этапе учащиеся получают тему статьи или название плаката и составляют план исследования.
На второй стадии учащиеся получают разнообразные источники информации, анализируют их, выбирают сведения, отражающие содержание плана. Для наглядного представления отобранной информации она наносится на ватман.
На заключительной, третьей стадии учащиеся презентуют свою статью, плакат.
Трудность применения данной технологии состоит в формировании групп учителем: необходимо учитывать индивидуальную совместимость участников групп; для учащихся, которые не работают в группах, нужно заранее подготовить план индивидуальной работы.
В завершении остановимся на некоторых проблемных аспектах применения представленных приемов. При планировании учебного занятия необходимо учитывать уровень подготовленность и обученности учащихся. Приемы, применяемые на уроке, должны быть посильными для учеников.
Начало заселения Правобережной Кубани (Слайд 14)
I. Стадия «Вызов»
На стадии вызова учащимся предлагается сделать кластер, повторив знания по пройденному материалу. (Слайд 15)
Далее применяется прием «Верите ли вы…?» (Слайд 16)
II. Стадия осмысления новой информации (Слайд 17)
Далее учащиеся делятся на пять групп и читают текст.
1-ая группа – Переселение черноморцев.
2-ая группа – Организация кордонной службы.
3-ая группа – Военизированный быт казаков.
4-ая группа – «Порядок общей пользы».
5-ая группа – Основание первых куренных селений в Черномории.
На прочтение текста отводится 5-7 минут. После этого каждая группа получает задание. После знакомства с текстом каждая группа получает задание. (Слайд 18)
1-ая группа заполняет таблицу «Инсерт».
2-ая группа ведет «Бортовой журнал».
3-ая группа ведет «Дневник».
4-ая группа пишет делает кластер.
5-ая группа делает кластер.
III. Рефлексия
На стадии рефлексии учащиеся дискутируют о значении «Порядка общей пользы». Учащимся отводится время на заполнение таблицы, после чего каждая группа приводит свои аргументы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий