пятница, 22 февраля 2019 г.

Россия в конце XVI века

Добрый день! Предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 7 классе.
Цели и задачи: познакомить с внутренней и внешней политикой Федора Ивановича и итогами его правления; характеризовать политику Бориса Годунова; рассмотреть торговые и культурные связи Российского государства со странами Западной Европы.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия патриарх; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); 
характеризовать основные внутриполитические и внешнеполитические действия Федора Ивановича; оценивать итоги его правления; исследовать и анализировать политику Бориса Годунова; оценивать значение учреждения патриаршества; характеризовать изменения в положении крестьянства в конце XVI в.; осуществлять поиск информации в источниках различного типа и вида; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: владеть общим приемом решения проблемных и творческих заданий; личностные УУД: формировать и развивать познаватель­ный интерес к изучению истории России, устойчивую мотивацию учения.
Оборудование: учебник.
Тип урока: урок открытия нового знания.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Как изменилась внутренняя политика Ивана Грозного после Ливонской войны?
- Каковы были цели опричнины?
- Какие итоги имела опричнина?
3. Мотивационно-целевой этап
- Политика Ивана Грозного повлияла на дальнейших ход исторического развития России.
Учащиеся записывают тему урока: Россия в конце XVI века.
4. Изложение нового материала
4.1 Внутренняя политика Ивана Федоровича.
После смерти Ивана Грозного на престол взошел его сын Федор (1584 – 1598). Он был слаб здоровьем и мало интересовался политикой. Фактически управлять страной стал боярин Борис Годунов, брат жены царя Ирины.
Далее учащиеся совместно с учителем делают ментальную карту.
4.3 Внешняя политика Федора Ивановича
Учащимся предлагается ознакомиться с текстом и сделать квастер.
4.4 Пресечение династии Рюриковичей
- Федор Иванович отправил в Углич последнюю жену своего отца Марию Нагую со всей родней и полугодовалым сыном Дмитрием. У Федора Ивановича и Ирины детей не было и народ привык смотреть на младшего сына Ивана Грозного как на наследника.
Далее учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с текстом и ответить на вопросы:
- Когда умер Дмитрий?
- В чем была причина его смерти?
- Когда скончался Федор Иванович?
- К чему это привело?
4.5 Царь Борис Годунов
- Жена Федора Ивановича отказалась занять престол и отправилась в монастырь. В феврале 1598 года Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598 – 1605). Сам он не был потомком Рюрика, но участвовал в проведении реформ. Его поддерживал и патриарх Иов. Борис Годунов от престола отказался: он понимал, что никаких прав у него нет. Только после нескольких шествий к Новодевичьему монастырю Борис Годунов согласился стать царем. Борис Годунов был хорошо образован и обладал красноречием.
4.6 Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы
Борис Годунов расширил льготы английским купцам и заключил договор с Ганзейским торговым союзом. Купцы получили право беспошлинной торговли, открывать гостиные дворы в Новгороде, Пскове, Ивангороде.
Для развития образования Борис Годунов отправил группу боярских детей учиться за границу, приглашал ученых, лекарей из других стран, планировал построить в Москве университет, школы по всей стране.
5. Физкультминутка
1. Скольжение подбородком по грудине вниз. 2. «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад. Наклоны головы вправо-влево.
6. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Каковы итоги внешней политики Ивана Федоровича?
- Каковы итоги внешней политики?
- Кто стал царем после пресечения династии Рюриковичей?

Комментариев нет:

Отправить комментарий