суббота, 2 февраля 2019 г.

Российское государство в первой трети XVI века

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 7 классе.
Цели и задачи: познакомить с системой управления государством в первой трети XVI в.; оценить значение образования единого государства; раскрывать характерные черты политического строя России.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: Боярская дума, волость, государев двор, дворяне, дети боярские, кормление, наместник, приказы, стан, уезд, описывать систему управления единым государством в начале XVI в.; анализировать структуру государственного управления; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 2) регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: анализировать и оценивать информацию; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности исторических личностей.
Оборудование: учебник
Тип уроков: урок открытия нового знания.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Рефлексия.
Ход урока 
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.
2. Актуализация опорных знаний.
В целях повторения учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Что изменилось в европейской армии?
- В чем отличие сословий стран Западной Европы и России?
- В чем сходство и различие европейского абсолютизма и российского самодержавия?
- В чем особенности формирования государства России и стран Западной Европы?
3. Изложение нового материала
3.1 Государи всея Руси
- В 1503 Иван III присоединил Ростов, Ярославль, Тверь и Новгородское княжество. Это позволило ему принять титул государь всея Руси и уровняться в правах с европейскими монархами. Он показал, что претендует на все земли, входившие в состав Древнерусского государства. Две войны с Великим княжеством Литовским вернули Руси Брянск, Рыльск, Чернигов и другие.
- Иван III был дважды женат. От первого брака с тверской княжной Марией Борисовной у него родился сын Иван Молодой. Второй раз Иван III женился на представительнице византийской династии Палеолог, Софье. От второго брака у него родились сыновья Василий и Юрий. По завещанию 1504 г. Василий получал Москву и главные уделы. Василий III (1505 – 1533 гг.) взойдя на престол, продолжил дело отца: перестроил Кремль, построил Архангельский собор и новый каменный дворец.
- Василий был дважды женат. Первый брак с Соломонией Самбуровой оказался бездетным. В 1525 году он развелся женился на литовской княжне Елене Глинской. У него появилось два сына Иван и Юрий.
3.2 Завершение объединения русских земель
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
- Какая внутриполитическая задача стояла перед Василием III?
- Что произошло в 1510 году?
- Какими событиями ознаменовался 1514 и 1521 годы?
3.3 Как управлялось государство
Учащимся предлагается записать (Централизация – процесс установления единой системы управления страной, общего законодательства, общей армии. Во главе государства стоял Великий князь и государь всея Руси. Боярская дума состояла из 5 – 10 знатных фамилий. С ней государь обсуждал самые важные реформы. Опору власти государя составлял государев двор, из числа которого назначались воеводы, дворецкие, послы, наместники. Казна ведала сбором налогов и архивами. В XVI веке появляются приказы – специальные центральные органы управления. Наместник и волостители – главы уездов, делившихся на станы и волости. Постоянную армию составило дворянское поместное ополчение. Поместье – это участок казенной земли с крестьянами, отданный конкретному лицу на условии несения военной службы. Василий III завершил формирование ямской гоньбы).
4. Физкультминутка
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
5. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какая задача стояла перед Василием III?
- Каковы были итоги его правления?
Домашнее задание
§ 4

Комментариев нет:

Отправить комментарий