четверг, 13 декабря 2018 г.

Начало освоения Кубани русскими переселенцами в конце XVII века

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашем вниманию разработку урока по кубановедению в 7 классе
Цель урока: Познакомить учащихся с причинами переселения русских на Кубань.
Задачи:
Показать отношение царской власти к переселенцам.
Познакомиться с новыми терминами.
Тип урока: урок-лекция с элементами беседы (вводный).
Оборудование: мультимедийный проектор
Термины: «Соборное Уложение 1649 года», церковно-обрядовая реформа, церковный раскол.
План урока
1. Проверка домашнего задания
2. Мотивационно-целевой этап
3. Изложение нового материала
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Почему у адыгов сформировалась система набегов?
- Кого называли кунаками?
- Кого называли аталыками?
2. Мотивационно-целевой этап
- Из кубановедения 6 класса вы знаете, что еще молодое русское государство в эпоху раннего Средневековья стремилось закрепить за собой Прикаспийские территории и побережье Черного моря. В XVII веке осваивать Кубань начали русские переселенцы из-за внутренних реформ, которые во многом определили судьбу Кубани.
3. Изложение нового материала
3.1 Церковный раскол и первые кубанские казаки
- В середине XVII века политические и религиозные реформы в России привели к тому, что большие массы русских людей начинают переселяться на Дон и Кубань.
Учащиеся делают запись (Причины переселения кубанских казаков на Кубань:
• Церковная реформа патриарха Никона 1653 года привела к появлению «старообрядчества»
• Соборное уложение 1649 года окончательно закрепостило крестьян.
• Недовольные реформами бежали на Дон и Северный Кавказ.
• Переселенцы стали именоваться кубанскими казаками.
• Петр I приказал донскому атаману разорить раскольничьи поселения). (Слайд 2)
3.2 Казаки-некрасовцы в Прикубанье
Учащиеся записывают (Следующий этап заселения Кубани связан с выступлениями К.А. Булавина. В 1708 году под предводительством И. Некрасова от трех до восьми тысяч человек переселились на Кубань. Переселенцы стали поданными крымского хана Каплан-Гирея. Некрасовцы строили небольшие суда, занимались охотой и коневодством). (Слайд 3)
3.3 Взаимоотношения с Россией
- Отношения казачества с Россией представляет собой череду дерзких нападений на границу России и ответных правительственных мер.
Учащиеся самостоятельно читают текст и выполняют задание. (Слайд 4)
4. Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
5. Закрепление изученного материала
Для закрепления изученного материала учащимся предлагается решить историческую задачу:
«В сентябре 1708 года переселенцы численностью от трех до восьми тысяч человек, спасаясь от правительственных войск с семьями ушли на Кубань. На Кубани Донцы соединились с кубанскими казаками и организовали самостоятельное управление»
Кто возглавил переселенцев? (Слайд 6)
Далее учащиеся отвечают на вопросы:
• В чем причины переселения на Кубань и Дон?
• Как правительство относилось к казакам?
• Что объединяло казаков?
• Почему казаки не могли вернуться в Россию?
Далее учащимся предлагается закончить фразы:
• На уроке я узнал(а)…
• На уроке мне не понравилось…
Домашнее задание:
§ 15

Комментариев нет:

Отправить комментарий