суббота, 15 декабря 2018 г.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе.

Цель и задачи:
- изучить и описать хозяйственную, культурную и религиозную жизнь народов доколумбовой Америки и Африки, сравнить процесс организации государств коренных народов до открытия Америки европейцами и после начала колонизации европейцами, назвать народы Америки;
- проанализировать карту и текст учебника, составить таблицу, сформулировать выводы об особенностях народов доколумбовой Америки и Африки;
- сложить представление о многообразии мира, о роли народов Америки и Африки в мировой истории и их исторической судьбе.

УУД:
Познавательные УУД: общеучебные – осуществляют поиск и отбор существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти); логические - троят логическую цепь рассуждений, в письменной форме анализируют объекты.
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные УУД: определяют совместно с учителем цель и задачи урока и способы их достижения, осуществляют контроль учебной деятельности (самоконтроль и взаимный контроль), дают оценку по результатам деятельности (взаимное оценивание).
Коммуникативные УУД: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение высказывать суждения об историческом своеобразии доколумбовых цивилизаций Америки и о факторах, способствовавших появлению этого своеобразия;
- умение характеризовать общие черты цивилизации доколумбовой Америки;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях жизни народов Америки.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного отношения к культурному и историческому наследию народов Америки;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные:
- владение основами самоконтроля, самооценки и взаимной оценки результатов учебной деятельности;
- умение преобразовывать информацию в таблицу;
- развитие навыка активного чтения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Межпредметные связи: география, литература.
УМК и технические ресурсы:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: «Просвещение», 2014 г.
2. Игнатов А.В. Всеобщая история. История средних веков. Методические рекомендации. 6 класс.(к учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского) пособие для учителей общеобраз. учрежденний. М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
3. Историческая карта «Великие географические открытия».
4.Интерактивная доска, презентация «Государства и народы Африки и доколумбовой Америки».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: «историческое путешествие» на основе карты, текста учебника, рассказа учителя.
Образовательные технологии, используемые на уроке и при подготовке домашнего задания: форма урока «историческое путешествие»; определение задач и главных вопросов темы, приёмы «ассоциативный ряд», «что впереди», самостоятельная работа по плану урока по 6 группам по подготовке сообщений и индивидуальная работа с документом; выступление с сообщениями; работа с географическими и историческими картами; составление (устно) сравнительной таблицы; приём «историческая азбука» (рефлексия); домашнее задание: работа с историческими и контурными картами, составление кроссворда из изученных новых слов.
План урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Мотивационно-целевой этап.
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Что представляла собой варно-кастовая система Индии?
(Ответы учащихся)
- Как развивался Китай в Средние века?
(Ответы учащихся)
- В чем особенности развития Японии в Средние века?
(Ответы учащихся)
2. Мотивационно-целевой этап
Сегодня мы с вами узнаем, как развивались страны и народы в Средние века в Африке и доколумбовой Америке.
3.1 Изложение нового материала
3.1 Занятия жителей Америки
- Северная и Южная Америка были населены множеством племен и народностей (Слайд 2). Большая часть этих племен жили за счет рыболовства и земледелия. Останков первобытного человека в Америке не найдено. Предки индейцев пришли из Азии через Берингов пролив, когда в Северном полушарии был ледниковый период. Аборигены Америки не изобрели колесо, огнестрельное оружие. Оружие и орудия труда делали из камня и дерева. У большинства племен Америки были родоплеменные порядки. Выше других по уровню развития стояли майя, ацтеки и инки. (Слайд 3,4)
3.2. Как жили майя
- Майя жили на полуострове Юкатан (Слайд 2) и прилегающей к нему области Центральной Америке. Культура майя складывалась задолго до нашей эры. Готовя почву к посеву, каменными топорами рубли лес, а деревья сжигали. (Слайд 5)
Далее учащиеся делают запись (Земля принадлежала общинами; каждой семье община выделяла определенный участок. В I тыс. н. э. у майя возникли города-государства. Во главе каждого города стоял правитель. Его власть передавалась по наследству). (Слайд 6).
- Культура майя достигла высокого развития. Хранителями знаний были жрецы. Они указывали общинникам сроки земледельческих работ. С развитием земледелия было связано создание календаря. Год состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом, к которым прибавлялось по 5 дополнительных дней. (Слайд 7) В городах майя найдены астрономические обсерватории. С большой точностью жрецы определили период обращения Луны вокруг Земли, предсказывали солнечные и лунные затмения. Возникла письменность. (Слайд 8,9) Для строительства города в джунглях расчищали большой участок, доставляли каменные плиты; их шлифовали и украшали резьбой. Окон в здания не делали, а свет проникал в них через дверные проемы. Залы и комнаты редко соединяли между собой. Входы были только снаружи. В городах строили большие подземные цистерны с водой. Храмы украшались статуями богов, рельефами и фресками. (Слайд 11)
3.3. Ацтеки
- Ацтеки создали свое государство в Мексике. Ацтеки в XIII в. основали селение Теночтитлан. На узких полуостровах они укладывали поднятые со дна озера водяные растения и плодоносный ил. В сухое время гола посевы поливали водой из каналов. (Слайд 12) Ацтеки делились на знать и простолюдинов. Знатные, занимая высокие должности в государстве, получали за службу жалованье. Во главе государства стоял правитель. Рядовые ацтеки жили общинами. Главной их обязанностью была служба в армии. Пленников брали либо для жертвоприношений, либо превращали в рабов. (Слайд 13) Ацтеки усвоили многие достижения культуры покоренных народов Мексики. Больших успехов они достигли в развитии ремесел. Из золота и серебра делали ювелирные украшения. В Теночтитлане существовали школы для детей рядовых ацтеков. В них обучали земледелию и ремеслам. В школах для знати учили истории и религии, письму, чтению, счету, поэзии и ораторскому искусству. (Слайд 14,15)
3.4. Государство инков
Учащимся предлагается записать (Страна инков в Западной части Южной Америки, где протянулся горный хребет Анды, простиралась с севера на юг на 5000 км.) (Слайд 16)
- Во главе государств стоял верховный Инка – неограниченный правитель. К господствующей верхушке принадлежали кровные родственники Инки. Только они занимали высшие должности в государстве: верховного жреца, правителей четырех провинций, на которые было разделено государство, главного контролера. Низший слой чиновников состоял из знати покоренных народов. (Слайд 17) Население жило общинами. Общинники были совершенно бесправными: им запрещалось выходить за границу своей территории без разрешения властей. Каждый общинник на всю жизнь был привязан к своему месту жительства и работы. Государство инков было подчинено интересам войны. Все мужчины были поделены на отряды – десятки, полсотни, сотни и т. д. – во главе с начальниками. После победы пленным разрешалось вернуться в родные места. Они становились подданными империи. (Слайд 18) У инков были хорошие астрономы. Они имели свой календарь. Для передачи сообщений использовали кипу – узелковое письмо: цвет веревки, количество узлов на ней, их место и способ завязывания содержали определенное известие. (Слайд 19)
3.5 Народы и государства Африки
- Население в разных частях Африки распространялось неравномерно. (Слайд 20) В тропических лесах жили пигмее и бушмены.
3.6 Культура народов Африки
Учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с текстом и ответить на вопросы:
- Где достижения науки и культуры в Африке достигли наивысшего расцвета?
(Ответы учащихся)
- Какие науки там развивались?
(Ответы учащихся)
- Какое искусство получило распространение?
(Ответы учащихся)
4. Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
5. Рефлексия
Учащимся предлагается закончить фразы:
- На уроке я узнал(а)…
- На уроке мне было интересно (неинтересно)…

Комментариев нет:

Отправить комментарий