суббота, 29 декабря 2018 г.

Проблемные аспекты духовно-нравственного воспитания в современной школе

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию статью. Буду рад Вашей профессиональной критике.

Проблемные аспекты духовно-нравственного воспитания в современной школе
Кисенко Т.А.
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 89 имени генерала-майора Петра Ивановича Метальникова
Косарев А.С.
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 89 имени генерала-майора Петра Ивановича Метальникова
Косарева Е.В.
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 73 имени Александра Васильевича Молчанова
Кандакова Е.Н.
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 73 имени Александра Васильевича Молчанова
Фомина Г.Ф.
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 53
Аннотация
В статье на основе системного подхода исследовано основные проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников. В статье представлена эволюция понятий духовность, нравственность. Сделаны выводы о влияние системного социально-экономического кризиса на трансформацию воспитательных ориентиров современных школьников.
Ключевые слова: духовность, воспитание, нравственность
Keywords: the spirituality, the upbringing, the morality
Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств [1, 45]. Это стало следствием таких негативных социальных явлений, как морально-нравственная дезинтеграция общества; низкий уровень доверия и социальной солидарности; нарушение преемственности поколений; падение гражданского и патриотического сознания; рост национализма, ксенофобии; снижение ценности умственного труда, науки, творчества, образования; снижение физического и духовного здоровья людей.
Для гражданина характерен высокий уровень духовно-нравственного развития. Одной из задач школьного образования – воспитание духовно-нравственных личностей. Большую роль в воспитании играет образовательная система [2, 61]. Стоит при этом отметить, что впервые духовно-нравственные ориентиры прививаются людям первичными социальными агентами, как правило, в семье.
Образовательная система является вторичным агентом социализации, куда также относится армия, детский сад, средние и высшие учебные заведения. Что касается церкви, то ее влияние на социализацию в наши дни ограничены сравнительно с другими историческими эпохами.
Первичные модели поведения закладываются в семье, первичные агенты социализации являются образцом поведения в разных социальных ситуациях. К сожалению, не все законные представители отдают должное семейному воспитанию по разным причинам. Из этого можем заключить, что каждая семья обладает разным воспитательным потенциалом.
Согласно законодательству России, средний уровень образования обязателен для всех лиц. Обучаясь в школе человек получает большой социальный опыт: общение, конфликт, влюблённость, познание окружающего мира. В целях социализации в школе подросткам создается ситуация успеха для их успешной адаптации в обществе, прививаются социальные нормы, у подростков формируется необходимый уровень физического и психического развития [3, 65]. Социализация в конечном итоге должна привести к формированию необходимых трудовых качеств. Формирование полноценного гражданина невозможно без определенного культурного развития, поэтому в школе должны быть созданы условия для духовно-нравственного развития, потому как именно в подростковом возрасте формируются социально-психологические установки для будущей профессиональной деятельности.
На необходимость духовно-нравственного воспитания указано и в федеральном образовательном стандарте, который не ограничивается системой предметных знаний, умений и навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей как неотъемлемую часть личностного развития учащихся [4, 30].
Духовно-нравственное воспитание позволяет сформировать высоконравственного, компетентного гражданина России, воспринимающего судьбу Родины как свою собственную и понимающий свою ответственность за судьбу страны.
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
1. помочь учащимся выработать определенные психофизиологические качества;
2. научить приемам общения в коллективе;
3. создать условия для независимого, творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
4. поощрять самовыражение и уверенность в себе.
Программы воспитания и социализации включает в себя следующие компоненты:
1. Урочная деятельность.
2. Внеурочная деятельность.
3. Внешкольная деятельность.
4. Семейное воспитание.
5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий [5, 55].
Предусмотрено восемь программ воспитания и социализации: патриотизм, солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд и творчество, природа и искусство, человечество.
Объективной основой достижения духовно-нравственного развития может быть портфолио, в котором накапливаются результаты воспитательных задач. Портфолио позволяет сделать процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны родителей и учителей.
Взаимодействие с подростками в процессе социализации должно: основываться на принципах духовно-нравственного воспитания агентами социализации; целенаправленно представляться на всех ступенях образования.
На социализацию подростков оказывают влияние не только родители и педагоги, но и группы сверстников, всевозможные неформальные организации, средства массовой информации и электронной коммуникации, ведущие разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения [6, 67].
Для определения проблемных аспектов духовно-нравственного развития современных школьников дадим научное определение таким понятиям, как духовность и нравственность, так как они являются ключевыми в теме исследования.
Категория «духовность» была и является предметом изучения для исследователей, представляющих различные отрасли знания. При этом анализ общественно-исторических предпосылок становления современного научного понимания данной категории свидетельствует о том, что ее эволюция происходила сложно и ее содержательные характеристики в разные эпохи зависели от особенностей конкретного исторического этапа, преобладающих мировоззренческих позиций ученых.
В античной философии толкование духовности связано с индивидуально-этической стороной [7, 48]. Сверхрациональный смысл постижения смысла духовности характерен для средневековой философии. Эпоха Возрождения к характерным чертам духовности относит целеустремленность, волю, величие духа, самостоятельность, самосознание личности. В эпоху Просвещения дух понимался как комбинация ощущений, рациональность, соотносился с идеями совершенствования в гражданственности и нравственности.
Духовность будем понимать как интегральную характеристику личности, стержнем которой является действенное стремление к построению и гармонизации, на базе высших духовных ценностей, отношений с самим собой и окружающим миром во всех его проявлениях, связанную с обогащением духовного опыта личности. При этом под действенным стремлением к гармонизации отношений с собой и окружающим миром, готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию в процессе взаимодействия с материальной и духовной культурой социума, поиска и оценки себя в обществе и в мире в целом.
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. Нравственность важно отличать от морали. Мораль предполагает ориентацию на внешнюю норму, оценки других людей, сообщества и культуры. Другими словами, мораль представляет собой учение о должном, системе представлений о нормах поведения в обществе.
Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности [8, 55].
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса.
В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю и др.
Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся: большинство из нас, а это семья, школа, методисты оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей, методистов общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.
Социальные катаклизмы привели к проблемам, затрудняющим духовно-нравственное воспитание.
Во-первых, среди поведенческих установок и жизненных ориентиров учащихся все чаще начинает преобладать гедонизм и потребительство [9, 58]. Культ роскоши привел к деформации мировоззрения, к ценностному расколу между поколениями, учащимися и педагогами. Одним из источников проблем в настоящее время является замена нравственных ценностей и трудность адаптации к условиям современной жизни без веры к стремлению найти «свой» идеал как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения. Это приводит также к отрицательным изменениям в семейных отношениях: царит непослушание, дети спорят о правах с родителями и выходят из естественных условий своей жизни.
Во-вторых, современная общеобразовательная школа в России столкнулась с проблемой давления учащихся и их родителей на педагогов. Ученик, уяснив для себя определенные права, начинает требовать их соблюдения, забывая об ответственности и долге. В современной педагогике пока не найдены надежные методы воспитательного воздействия, способные содействовать развитию данных качеств. СМИ ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности.
В-третьих, большой проблемой в России является криминализация подростковой среды. В 2015 году Россия заняла первое место в Европе по числу убийств, совершаемых несовершеннолетними.
Высокая нервно-психическая нагрузка на педагога приводит к формализации учебной работы, повышенной утомляемости и эмоциональному выгоранию. В современном российском обществе наблюдается падение престижа учителя, что плохо сказывается на дисциплине учащихся.
Решение этих структурных проблем должно привести к воспитанию ответственного, инициативного, компетентного и духовно развитого гражданина России. Современная школа должна внести свой вклад в преодолении социальных проблем и воспитание такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали как его собственные взгляды. Для этого необходимо решение следующих задач: помочь учащимся развивать духовные задатки; реализовать интересы и склонности; научить к пониманию, приемам деятельности в коллективе; создавать условия для развития независимого творческого мышления; повышать самовыражение и уверенность в себе.
Можем заметить, что представленные проблемы имеют системный характер, поэтому и решать их нужно на основе системного подхода.
Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. К противоречиям духовно-нравственного воспитания современных школьников можно отнести следующие [9, 58]:
- содержание школьного образования, стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты православной жизни. Они, скорее всего, знакомят учеников с историей культуры своего народа, но не формируют отношения. Эти же знания требуют эмоционального подкрепления. Введение курса, в основе которого лежал бы социокультурный системный подход, требует выделения дополнительного времени, что невозможно при сегодняшних стандартах образования. Если даже такое время и будет за счет регионального (школьного) компонента, то полноценное духовно-нравственное воспитание за счет определенного количества времени получить невозможно. Необходимо обновление интеграция всего содержания начального образования, направленного, как говорил Н.М. Карамзин, «для сердца и разума»;
- введение в содержание образования материала, связанного с традициями культурной жизни народа, непонятной для учащихся. Это только оттолкнет детей от желания постичь свои истоки. Достаточность и доступность, обязательные дидактические принципы обучения должны присутствовать в каждом учебно-методическом пособии;
- многонациональность страны и ее вероисповеданий (что не так ярко было выражено в дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники, радость, горе и др.). И в тоже время каждый проживающий на территории России должен знать и почитать культуру и традиции Государства Российского.
Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъявляет определенные требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Если не принимать меры радикального изменения сложившейся ситуации, то ожидать положительных результатов не приходится [7, 49].
Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии с возрастным особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлять идеи развития личности.
Необходимо повышать правовую грамотность и культуру как родителей, так и детей. С этой целью в школах следовало бы создать штаб воспитательной работы, подробно разъясняющий обязанности и права школы, родителей и детей.
Дети, заявляющие о своих правах, не всегда понимают связь прав и обязанностей. Истории известны случаи, когда одна группа социальная группа, забыв о своих обязанностях, предъявляла только права. Это приводило к отрицательным социальным последствиям. Ярким примером может российское дворянство эпохи Екатерины II.
На уроках обществознания дети должны понять, что у них появляются права только в случае успешного выполнения своих прямых обязанностей. В средней школе детям следует усвоить, что их личные права и обязанности заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека. При работе с документом на уроках обществознания следовало бы знакомить детей с основами гражданского права и приводить пример возрастные ограничения дееспособности [5, 56].
Представленные проблемные аспекты нельзя решить исключительно правовыми методами. Кроме того, бюрократизация образования приводит к ограничению педагогического воздействия, чисто формальным отношениям между учителем и учеником и родителями. Отношение к школьному обучению только с позиции правовых норм крайне затрудняет развитие духовно-нравственных основ личности.
Ключевую роль в решении указанных проблемных аспектов может внести изменение института семьи в современном российском обществе. Социальную политику государства необходимо направить, в первую очередь, на поддержку семьи. Здоровые отношения в семье всегда положительно сказываются на школьной успеваемости детей. У успешных в школе детей формируются положительные установки для дальнейшего личностного развития. В будущем они меньше всего подвержены участию в экстремистских общественных движениях.
Литература
1. Потаповская О.М. – Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2017. - № 3 (26). – С. 43 – 47.
2. Столярова Е.В. – Проект духовно-нравственного воспитания и образования «Возрождение» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2016. - № 6. – С. 58 – 66.
3. Репин М.В. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза (на примере цикла естественнонаучных дисциплин) // Казанский педагогический журнал. – 2017. - № 6. – С. 59 – 69.
4. Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. - № 4. – С. 28 – 36.
5. Антонюк С.Д. Образовательный аспект спортивно-ориентированного физического воспитания в современной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. - № 6 . – С. 52 – 59.
6. Серикова Л.А. Научно-исторические предпосылки изучения проблемы духовно-нравственного воспитания личности // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. - № 8. – С. 65 – 71.
7. Потаповская О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социо-культурной традиции // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2017. - № 8. – С. 45 – 51.
8. Константинов С.А. Теория и практика реализации духовно-нравственной составляющей в патриотическом воспитании молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017. - № 9. – С. 52 – 61.
9. Маслевская Р.П. Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся в современной школе // Эксперимент и инновации в школе. – 2017 - № 6. – С. 56 – 62.

Комментариев нет:

Отправить комментарий