среда, 26 декабря 2018 г.

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Добрый день! Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 6 классе. Буду рад Вашей критике!
Цели и задачи:
- познакомить с понятие «неолитическая революция»
- изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла
- активизировать учащихся на построение суждений и логических выводов
- познакомить с понятиями ремесленники, эксплуатация, вождеводство, соседская община, союз племен, государство, народ, этнос.
Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями, обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога.
Предметные: определение исторических процессов, событий во времени, определение и использование исторических понятий и терминов, овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию, понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека
Метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога), определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
План урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Мотивационно-целевой этап.
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Каковы были занятия древних людей?
- Ответы учащихся.
- Что известно о первых стоянках на территории современной России?
- Ответы учащихся.
- Когда появился родовой строй?
- Как потепление климата изменило образ жизни людей?
- Ответы учащихся.
2. Мотивационно-целевой этап
- Сегодня мы с вами узнаем о дальнейшем развитии человека на территории России.
3. Изложение нового материала
3.1 Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла
- Около 5-6 тыс. лет назад на юге нашей страны появилось земледелие, орудия труда для обработки земли. Вслед за собакой человек одомашнил коз, овец, свиней. Начался постепенный переход от присваивающего хозяйства к производящему. (Слайд 2)
Далее учащиеся записывают (Переход человека от присваивающего хозяйства к производящему называется неолитической революцией. В ее основе скотоводство и земледелие)
Далее учащиеся читают текст на стр. 15 и выполняют задание (Слайд 4).
- Совершенствуются основные занятия людей. Появляются металлические орудия, племена разделяются на оседлые и земледельческие. Появляются ремесленники (ткачи, гончары) (Слайд 5)
3.2 Начало распада первобытного общества
- Признаки первобытного общества: примитивные орудия труда; коллективный труд; общинная собственность; уравнительное распределение продуктов труда. (Слайд 6) Далее учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу. (Слайд 7)

Присваивающее хозяйство
Производящее хозяйство
Все члены родовой общины имели равное положение Выделяются старейшины и вожди, избираемые всеми общинниками. Старейшины: руководили совместными работами; контролировали обмен с другими племенами; следили за соблюдением установившихся порядков.
Уравнительное распределение продуктов труда Социальное неравенство. С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди сосредотачивали в своих руках большие запасы.
Отсутствие эксплуатации Присвоение результатов чужого труда. Взяты в плен рабов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться.
Родовая община – сообщество кровных родственников Соседская (территориальная) община – совместное проживание различных родов на определенной территории.
Группы из 20 – 30 человек Объединение нескольких общин под властью верховного вождя. Союзы племен во главе с правителем, которые устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения и создавали вооруженные отряды для защиты своей территории и оказания давления на соплеменников

3.3. Появление городов
- «Страна городов» протянулась вдоль восточных склонов Южного Урала с севера на юг на 400 км и на 100 – 150 км с запада на восток. На этой территории было обнаружено около 20 укрепленных городов. (Слайд 8). Укрепленные города располагались на расстоянии 40 – 70 м. друг от друга. Средний радиус освоения территории составлял 25 – 30 км, что соответствует расстоянию одного дневного перехода. В этих пределах в окрестностях города располагались сезонные стоянки скотоводов, строились небольшие неукрепленные поселения, в которых жили люди, связанные военными, религиозными узами. (Слайд 9) Город Аркаим был обнесен двумя кольцами оборонительных стен и рвов. За каждой стеной по кругу располагались жилища. В центре находилась большая площадь. Аркаим и его жилища, где стена одного дома является стеной другого, вероятно отражал «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. (Слайд 10,11)
4. Физкультминутка
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец
Зарядка окончена. Ты молодец!
5. Рефлексия
Учащимся предлагается закончить фразы (Слайд 12):
Я думал(а) иначе…
Эта информация меня удивила…
Мне было скучно…

Комментариев нет:

Отправить комментарий