четверг, 26 сентября 2019 г.

Первая Мировая война

Уважаемые читатели, предлагаю Вашему вниманию разработку урока по истории в 10 классе.
Цели:
изучить систему международных вопросов после окончания Первой мировой войны;
выяснить причины нестабильности нового мирового устройства;
способствовать развитию умений самостоятельно работать с текстом учебника документами;
выявлять характерные черты исторических явлений.
Оборудование: карта Политический раздел мира, Европа после Первой мировой войны
План урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационно-целевой этап.
4. Изложение нового материала.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель приветствует учащихся.
2. Проверка домашнего задания
- Что такое «Новый империализм»?
- К чему привела политика протекционизма?
- Как сменились военно-политические союзы?
3. Мотивационно-целевой этап
- Итак, страны Европы готовились к войне. Первая мировая война началась в 1914 году.
4. Изложение нового материала
4.1 Июльский кризис
- 28 июня 1914 года на улице Сараева был убит наследник австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Убийца Гаврило Принцп был участником националистической организации «Млада Босна». Это убийство стало начало политического кризиса. Возможности мирного урегулирования не были исчерпаны, но 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, а 3 августа – Франции. 4 августа вступила Великобритания. Япония объявила войну Германии, а Германия втянула в войну Турцию. Уже в первые месяцы войны боевые действия велись в Европе, Закавказье, на Ближнем Востоке, Африке, на Тихом океане.
4.2 Цели и планы участников войны
- Участники войны стремились расширить свои владения за счет других стран.
Франция стремилась вернуть Эльзас и Лотарингию. Великобритания стремилась сокрушить Германию. Австро-Венгрия стремилась сокрушить Сербию и отнять западные русские земли. Германия стремилась к захвату большей части колоний. Россия стремилась к контролю над черноморскими проливами, присоединить балканские страны со славянским населением.
4.3 Провал планов Шлифена
- Германия готовилась к войне тщательно и планировала захват территорий. Через нейтральную Бельгий Шлифен планировал захватить Париж. А Бельгии немецкие войска столкнулись с сопротивлением Бельгийцев. Только 24 августа германские войска перешли франко-бельгийскую границу. Над Парижем нависла угроза. Франция обратилась к России с просьбой начать войну против Германии. Это отвлекло часть сил Германии и спасло Париж. Германия вынуждена была вести затяжную войну против двух стран. К 1914 году на Востоке установился позиционный фронт. В Закавказье Турция начала войну против России. Русская армия смогла остановить наступление Турок. На море господствовал английский флот.
Итоги кампании 1914 года:
· План молниеносной войны Германии был сорван;
· Германия столкнулась с перспективой войны на 2 фронта.
· Англия продолжала царить на море.
4.4 Военные действия 1915 года
- В 1915 году Австро-Венгрия и Германия стремились нанести поражение России. Италия присоединилась к Антанте, но успехов ее армия не достигла. В сентябре 1915 года был сформирован Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция).
Итоги:
· Германские планы были сорваны;
· Великобритания господствовала на море;
· В войну вовлекалось все большее количество стран.
4.5 «Верденская мясорубка» и военные действия 1916 года
- После ослабления России Германия решила нанести окончательное поражение Франции. В «Верденской мясорубке» погибло более 1 млн. чел. В битве на Сомме англичане впервые применили танки, но стратегически ничего не изменилось. Брусиловский прорыв не привел к военному разгрому Австро-Венгрии, но помог спасти Париж от завоевания. Ютландское сражение не ограничило господство Англии на флоте. К концу 1916 года Германия вела войну на два фронта. Четверной союз не мог изменить ситуацию. Преимущество переходило на сторону Антанты. В 1917 году США объявила войну Германии.
4.6 Внутренние положение в воюющих странах.
- В воюющих странах государства контролировали и производство, и потребление. Усилиями правительства и буржуазии был сформирован военно-государственно-корпоративный капитализм. В воюющих странах рабочий день удлиннился до 12 часов, ухудшение жизненных условий, рост прибылей военных компаний, коррупция и демагогия господствовали в этих странах. Среди населения воюющих стран росло недовольство.
4.7 Революция 1917 года в России и Бресткий мир.
- Кризис 1917 года в России привел к отречению царя от власти, переход власти к Временному правительству. В октябре власть была свергнута и перешла к Ленину. Большевики предложили всем воюющим странам заключить военный мир, но призыв не был услышан. В 1918 году Россия подписала унизительный для себя Брестский мир. В России началась Гражданская война.
4.8 Военные действия на Западном фронте 1917 года.
- В 1917 году инициатива была в руках стран Антанты. «Бойня Нивеля». Военная компания показала бессмысленность военных компаний.
4.9 Поражение Четверного союза. Революции, Перемирие.
- В 1918 году преимущество окончательно перешло на сторону Антанты. Союзники Германии, Турция и Болгария, вышли из войны. В этом же году В Германии, Австро-Венгрии началась революция, монархии были свергнуты, провозглашены республики.
11 ноября 1918 года – окончание первой мировой войны.
4.10 Итоги Первой мировой войны
· Революции;
· Распад Австро-Венгрии, Османской империи, революция в Российской империи;
· Людские жертвы;
· Пренебрежение моральными нормами.
4.11 Парижская мирная конференция
18 января 1919 г. – парижская конференция.
4.12 Версальский мирный договор
Германия вернула Франции Эльзас и Лотарингию. Территории получили Польша, Дания и Бельгия. Германия потеряла 1/8 своей территории и 1/10 часть населения. Германские колонии в Африке поделили между собой Франция и Англия, Япония получил тихоокеанские владения Германии. Германии запрещалось иметь флот, боевые корабли.
5. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
Каковы итоги первой мировой?

Комментариев нет:

Отправить комментарий