суббота, 22 декабря 2018 г.

Территория, население и хозяйство России в начале XVI века

Предметные УУД:
научатся определять термины: мелкотоварное производство, таможенные пошлины
Получат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период
Метопредметные УУД:
познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные УУД:
имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
Тип урока: комбинированный.
План урока


1. Проверка домашнего задания
2. Мотивационно-целевой этап
3. Изложение нового материала
4. Физкультминутка
5. Рефлексия
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какие периоды ВГО вы знаете?
- Ответы учащихся.
- В чем специфика русских географических открытий?
- Ответы учащихся
- Каковы последствия ВГО?
- Ответы учащихся
2. Мотивационно-целевой этап
Сегодня мы с вами рассмотрим социально-экономическое положение и территориальный состав России в начале XVI века.
3. Изложение нового материала
3.1 Земледелие и крестьянство
- В Московском государстве утвердилось трехпольная система землепользования. Земля делилась на три части. Первая засевалась яровыми, вторая – озимыми, третья часть оставалась незасеянной. Такая система обеспечивала устойчивую урожайность, но больших урожаев не давала. Засевали преимущественно рожь, овес и гречиху. Урожайность была низкой.
Далее учащиеся записывают:
Причины низкой урожайности:
1. Неблагоприятные природно-климатические условия.
2. Не использовалось удобрение.
Крестьянская община (мир): делила земли, контролировала их использование.
3.2 Казачество
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
- Как менялась численность казачества?
- Ответы учащихся.
- Какие виды хозяйственной деятельности господствовали?
- Ответы учащихся.
- Какая система управления существовала?
- Ответы учащихся
- Где располагалась Запорожская Сечь?
- Ответы учащихся.
3. Города и горожане
- В начале XVI века в России сохранялось около 130 крупных и малых городов. Большая их часть располагалась в верхнем и среднем течении Волги, в междуречье Оки и Волги, по рекам Москве, Клязьме и Оке.
Учащиеся записывают (Крупными торгово-ремесленными центрами были Псков, Холмогоры, Ярославль, Кострома, Тверь, Серпухов, Тула, Смоленск, Нижний Новгород и др. В городах проживали ремесленники, купцы, «черные горожане», бояре и различные категории служилых людей)
- Самым крупным городом была Москва.
3.4 Ремесло
Учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с текстом и ответить на вопросы:
- Какие новые ремесла появились в Москве?
- Ответы учащихся
- Какое ремесло было самым распространенным? Почему?
- Ответы учащихся
Далее учащимся предлагается записать:
Слобода – название различных категорий населения русского государства в XI – XVI вв., которое временно освобождалось от уплаты налогов.
3.5. Городское самоуправление и купеческие организации
Учащиеся записывают (В городах население делилось на сотни и полусотни. В основе этих организаций лежал территориальный принцип, а не профессиональный. Только богатые купцы объединялись в гостиную и суконную сотни. Выборные городские власти распределяли государственные налоги между сотнями).
3.6 Торговля
- Избавление от власти Золотой Орды и формирование единого русского государства способствовало развитию экономики: уничтожались внутренние пошлины, появлялись ярмарки. На ярмарки привозили свои товары ремесленники, и крестьяне. Россия торговала с Польшей, Ливонским Орденом, городами Ганзейского союза, Османской империей, с татарскими ханствами и Средней Азией. В 1584 году появляется пристань Новохолмогоры, через которую велась торговля со странами Западной Европы.
3.7 Денежная система
Учащиеся записывают
1535 – 1538 гг. – денежная реформа, по которой запрещался оборот старых монет, вводилась единая для всей страны денежная единица – московский рубль, появилась копейка.
4. Физкультминутка
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
5. Рефлексия
Учащимся предлагается подвести итоги, предложив три положения.
- Ответы учащихся

Комментариев нет:

Отправить комментарий